Филиал «Аэронавигация Дальнего Востока» г. Хабаровск

Филиал «Аэронавигация Дальнего Востока» г. Хабаровск

Площадь района ответственности, в воздушном пространстве которого решаются задачи организации ИВП и УВД, составляет около 2,5 млн кв. км – это 10% всего воздушного пространства России. Воздушное пространство района ответственности филиала «Аэронавигация Дальнего Востока», расположенное над сушей и территориальными водами России, составляет около 1,45 млн. кв. км (60%), над нейтральными водами Охотского и Японского морей – 1,05 млн. кв. км (40%).

Директор филиала
Забаров Вячеслав Баязитович

На территории филиала расположено 52 аэродрома различных ведомств, из которых 31 относится к гражданской авиации, из них 4 аэропорта международные: Хабаровск (Новый), Владивосток (Кневичи), Благовещенск (Игнатьево), Южно-Сахалинск (Хомутово) и 3 аэропорта федерального значения: Комсомольск-на-Амуре (Хурба), Николаевск-на-Амуре и Охотск, а также 20 запретных зон и зон ограничения полетов. Ряд из аэродромов относится к категории совместного базирования или использования.

Забаров Вячеслав Баязитович

Основные самолетопотоки сложились по следующим направлениям: трансвосточное, транссибирское, трансполярное и кроссполярное. Ежедневно специалисты филиала обслуживают около 900 воздушных судов, из которых более 70% принадлежат иностранным авиакомпаниям.


01 ноября 2011 года был введен в эксплуатацию Хабаровский укрупненный центр управления воздушным движением. Впервые подобный центр, создаваемый в рамках ФЦП «Модернизация ЕС ОрВД РФ (2009-2015гг.)», полностью оснащен российским оборудованием.


Основная цель создания Хабаровского укрупненного центра – это обеспечение заданного уровня безопасности полетов при обслуживании воздушного движения, увеличение пропускной способности воздушного пространства, снижение эксплуатационных расходов, удовлетворение потребностей отечественных и зарубежных авиакомпаний в аэронавигационном обслуживании и использовании воздушного пространства, а также снижение их экономических потерь.


Созданию Хабаровского укрупненного центра предшествовала длительная и кропотливая работа. 6 лет специалисты филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» работали для достижения поставленной цели.


Ключевым элементом, позволившим осуществить проект создания укрупненного центра в Хабаровске, стала автоматизированная система организации воздушного движения (АС ОрВД), созданная на основе районной автоматизированной системы управления воздушным движением (РАС УВД) «Синтез-Р2» и подсистемы планирования использования воздушного пространства «Синтез-ПИВП».


В Хабаровске впервые в России осуществлен ввод в эксплуатацию высокотехнологического оборудования, не уступающего лучшим мировым образцам, в составе:

  1. районной автоматизированной системы управления воздушным движением «Синтез-Р2» с СКРС «Мегафон» и с учетом ее интеграции с аэродромной автоматизированной системой «Синтез-А2», находящейся в эксплуатации в Хабаровске с 2001 года;
  2. зональной унифицированной интегрированной военно-гражданской автоматизированной подсистемы планирования использования воздушного пространства «Синтез-ПИВП».


На сегодняшний день филиал «Аэронавигация Дальнего Востока» охватывает радиолокационным полем весь район своей ответственности, и управление воздушным движением осуществляется из единого зала в Хабаровском укрупненном центре УВД.


Благодаря введению новой системы пропускная способность воздушного пространства увеличится в полтора раза, а уровень безопасности полетов повысится в 7 раз. Также будет достигнуто повышение эффективности решения задач национальной безопасности и обеспечения интеграции системы организации воздушного движения РФ в мировую аэронавигационную систему на основе внедрения концепции CNS/ATM ИКАО.


Автоматизированная система укрупненного центра такого уровня сделана впервые. Она сделана полностью российскими фирмами, что принципиально. По своим масштабам и уровню автоматизации система соответствует передовым мировым аналогам. По классификации европейской организации Eurocontrol она относится к третьему уровню автоматизации из четырех возможных, что соответствует уровню самых современных европейских центров УВД, также имеющих категорию третьего уровня автоматизации, к их числу можно отнести укрупненные центры в Маастрихте, Лондоне и Париже.


В реализации проекта создания укрупненного центра управления воздушным движением заинтересованы не только пользователи воздушного пространства. Это даст дополнительный толчок развитию экономики Дальнего Востока.


Многие страны Тихоокеанского бассейна выдвинулись на первое место в мире по темпам роста внешнеторговых, в том числе и транспортных потоков. Здесь самым непосредственным образом соприкасаются интересы таких крупнейших и влиятельных государств, как Россия, США, Китай, Япония и др.


Реализация проекта создания Хабаровского укрупненного центра уже получила самые высокие отзывы регионального бюро ИКАО.


Осуществилась давняя мечта авиаторов. Экипаж воздушного судна, осуществляющий полет в верхнем воздушном пространстве Российского Дальнего Востока, будет находиться под постоянным радиолокационным контролем и, установив связь с диспетчером еще у острова Хоккайдо и до самой Сибири, будет вести радиообмен в ОВЧ-диапазоне с позывным «Хабаровск».


Смотреть все филиалы