Как в небе над Екатеринбургом женские руки дирижируют самолетами: репортаж из авиадиспетчерской

12.08.2019, E1.RU

Авиадиспетчер – не самая распространенная и известная профессия. Судят о ней в основном по голливудским фильмам. На экране это обычно суровый седовласый мужик, в рубашке, с ослабленным галстуком на шее, который носится кругами по диспетчерской вышке. У него на голове наушники с микрофоном, в которые он что-то орет раненым носорогом, в руках – кружка с кофе. В глазах напряжение, граничащее с паникой.

В реальности, как обычно и бывает, все выглядит иначе. Начиная с места обитания: в Кольцово авиадиспетчеры размещаются не на вышке у летного поля, а в специальном здании футуристического вида. На солидном строении, чьи создатели, видимо, умышленно избегали прямых углов, – эмблема «Аэронавигации Урала», филиала «Госкорпорации по ОрВД».

Внутри здания со строгой пропускной системой обстановка напоминает скорее современный деловой центр. Даже помещение, где работают авиадиспетчеры, внешне похоже на опенспейс какого-нибудь кол-центра. Только мониторов и других приборов перед сотрудниками больше. И никто здесь не орет, спокойно говорят в микрофоны на английском и русском языке. Только в кол-центре обычно работает больше девушек, чем парней. Здесь все наоборот.

Наталия Богатырева говорит, что от общего числа авиадиспетчеров в стране женщин наберется не больше 10%. А раньше было еще меньше: сложное оборудование и огромная ответственность за сотни человеческих жизней делали работу очень напряженной. Считалось, что мужчины более стрессоустойчивы, поэтому прекрасный пол сюда особо не допускали. Но сейчас и оборудование поточнее, и к дамам отношение в обществе стало другим. Но феминисткой себя Наталия не считает.

– Несмотря на то что я девушка в мужском коллективе, я всегда чувствую себя девушкой, это прекрасно, – говорит она.

Девушка уверяет – в профессию попала почти случайно. Покинув вуз с дипломом бакалавра математических наук, записалась на курсы авиадиспетчеров. Знакомые посоветовали. А потом влюбилась в эту работу – и она уже девять лет отвечает ей взаимностью.

На работе Наталия дирижирует десятками самолетов. Она отвечает за сектор неба над Екатеринбургом, Челябинском, Магнитогорском и Курганом. На ее экране могут одновременно находиться до нескольких десятков самолетов, и ее задача – помочь им безопасно пройти по своему маршруту. Ее работа со стороны похожа на компьютерную игрушку типа стратегии. Только самолеты настоящие и сотни людей в них – живые.

– Вообще, у каждого пилота есть флайт-план. Они летят по трассам. Трассы идут через точки, самолеты движутся через точки. И они идут из сектора в сектор. В принципе, экипаж сам знает, куда ему лететь. Наша задача не допустить столкновения где-то на перекрестках и в ситуациях, когда резко меняется окружающая обстановка – появляется болтанка на эшелонах или гроза где-то начинается, – рассказывает диспетчер.

В своей работе Наталия отслеживает много факторов – высоту и скорость самолетов, направление и скорость ветра на разных высотах, облачность и грозовые фронты. Если надо, она подсказывает пилотам нужную информацию. Говорит, что права на ошибку в их работе нет: слишком много жизней на кону.

Авиадиспетчеры каждую рабочую смену начинают с медосмотра. И, хотя сами не летают, регулярно проходят врачебно-летную комиссию, как и экипажи воздушных судов. Это для того, чтобы была уверенность: в экстренной ситуации диспетчер не свалится со стула с инфарктом, а четко и быстро выполнит свою работу. Наталия рассказывает, что экстренных ситуаций за девять лет ее работы в этой должности не случалось. Но напряженные моменты были – например, именно в ее секторе экипаж одного из самолетов сообщил о том, что на взлете ударился хвостом о полосу.

– Это был самолет «Уральских авиалиний», был инцидент – удар о полосу в Уфе. Самолет вылетел, и диспетчеры чуть позже передали информацию нам. И как раз в моем секторе он доложил, что летит в Кольцово. Это не была аварийная посадка, все проходило в штатном режиме, но все равно это довольно стрессовый случай, – вспоминает Наталия.

Самый активный сезон в работе у авиадиспетчера – конечно, лето, когда добавляется много чартерных рейсов и число самолетов на экране у Наталии резко возрастает. От дня недели плотность самолетов в небе не зависит, а вот время суток тут играет роль.

У диспетчеров работа посменная. Один день – утренняя смена, с 8:00 до 15:00. На следующий день – дневная, с 15:00 до 22:15. Еще день – ночная, с 22:00 до 7:55. Потом три дня выходных – и снова утро – день – ночь. Самая спокойная смена обычно первая: с семи до девяти утра происходит утренний «разлет», потом наступает затишье. Самая насыщенная смена – ночная: с полуночи и до шести утра в небе над Уралом самое активное движение. Наталия больше всего любит именно ночную смену – говорит, что, когда такое плотное движение, работать интереснее. Девушка уверена – у нее лучшая в мире работа. И она не только мужская.

Источник: http://www.e1.ru/news/spool/news_id-66191902.html


Смотреть все публикации