Ответственный выбор. Отвечаю за жизнь

11.07.2019, Информационный ежемесячник «Верное решение»

Его называют «командиром неба», «дирижером взлета и посадки», «воздушным лоцманом». Находясь на земле, он заботится о безопасности в воздухе авиационной техники, а также пассажиров и членов экипажа. Пришло время познакомиться с человеком, чью работу не видно большинству людей, но от которого зависит весь процесс полета.

Игорь ЛОПУХОВ, диспетчер по управлению воздушным движением филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», на протяжении многих лет обеспечивает безопасность хабаровских авиаперелетов.

- Игорь Евгеньевич, расскажите, как проходит ваш рабочий день?

- Диспетчер должен приходить на смену бодрым, сытым и здоровым. Так как работа требует особого внимания, самолеты летают круглосуточно, у диспетчеров действует сменный график, например, я работаю 3 дня в разные смены — утро, день, ночь, затем два выходных.

В первую очередь специалист проходит предсменный медицинский контроль, врач измеряет давление и пульс, оценивает внешнее состояние, по своему усмотрению может перейти к более детальному осмотру. Диспетчер, успешно прошедший медицинскую проверку, идет на инструктаж, который проводит руководитель полетов.

Конкретно там дается информация о погоде, ситуации на аэродроме, наличии ограничений, работе радиотехнических средств, затем диспетчер проходит к рабочему месту, где сдающий смену коллега рассказывает, что происходит в зоне его ответственности. Далее диспетчер непосредственно приступает к управлению воздушным движением, начиная от запуска двигателя воздушного судна на стоянке и до полной остановки после его приземления.

Важно отметить, что через каждые два часа непрерывной работы «командиру неба» обязательно предоставляется отдых для восстановления сил, на это отводится как минимум 20 минут.

- Какими навыками должен обладать авиадиспетчер?

- Когда находишься на рабочем месте за диспетчерским пультом, в первую очередь, надо осознавать степень своей ответственности. Конечно, можно многому научиться, понять основные принципы работы, но принять и прочувствовать это сможет не каждый.

Несмотря на то, что все действия диспетчер строго регламентированы и на каждую ситуацию есть правила, инструкции и алгоритм поведения, только грамотные специалисты могут быстро отреагировать на нештатную ситуацию. Диспетчер должен быть всегда сосредоточен и уметь быстро прогнозировать. Конечно, у нас есть различные программы, помогающие в работе, но я считаю, что полностью на электронику надеяться не надо.

- Помогают ли знания, полученные за диспетчерским пультом, в обычной жизни?

- Главное, чему научил меня робот, - это просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. Для этого, находясь у монитора, постоянно пользуешься какими-либо формулами, в жизни просто перебираешь варианты развития события и как минимум не откладываешь важные дела на потом.

Также, находясь в самолете в качестве пассажира, я точно знаю, куда он будет поворачивать и когда начнет это делать, поэтому меня не настораживают звуки, издаваемые воздушным судном во время движения, от которых впечатлительные женщины и девушки начинают волноваться. В таких случаях я объясняю дамам, что это нормально с технической точки зрения и бояться нечего.

- А чем вы занимаетесь в свободное время?

- К авиадиспетчеру предъявляются очень жесткие требования по состоянию здоровья. Я много времени посвящаю спорту, стараюсь тренироваться пять раз в неделю и пропускаю только, когда работаю в ночную смену. Тренировки начал примерно в 2002 году, именно тогда я увлекся вольной борьбой. Честно скажу, часто пропускал уроки из-за соревнований. И был уверен, что после окончания школы поступлю в Дальневосточную государственную академию физической культуры, но отец вовремя заставил задуматься, и я сделал выбор в пользу моей настоящей профессии. Тем более, предприятие коллективно пропагандирует здоровый образ жизни, часто проводит спортивные мероприятия для сотрудников, в которых я принимаю участие. В очередной раз убеждаюсь, что поступил правильно и ни на какую другую свою работу бы не променял.

Именно от профессионализма авиадиспетчера зависит безопасность самого быстрого транспортного средств. Находясь в отличном физическом состоянии и обладая высокой стрессоустойчивостью, диспетчер должен уметь концентрироваться на работе, иметь отличную память и владеть математическим складом ума. 3а считанные секунды «командир неба», оценив происходящее в трехмерном пространстве, принимает единственное верное решение. Без сомнения, можно сказать, что только мужественные специалисты делают небо безопасным. 

Источник: http://consultantkhv.ru/wp-content/files_mf/1561091269VR201906A.pdf


Смотреть все публикации