Поиск

Единая система управления воздушным движением (ЕС УВД) СССР как совмещенная военно-гражданская система была развернута на всей территории страны в период с 1973 по 1983 гг.

Она создавалась как стратегическая система обеспечения безопасного и эффективного использования воздушного пространства страны в интересах решения экономических и оборонных задач в условиях мирного и военного времени.

После распада Советского Союза образовалась Единая система организации воздушного движения (ЕС ОрВД) Российской Федерации.

Июнь 1994 года
  • Утверждение Основных принципов разделения авиапредприятий гражданской авиации на самостоятельные авиакомпании и аэропорты, а также выделения подразделений, связанных с обеспечением ЕС УВД.
1994–1996 годы
  • Создание государственных предприятий по ИВП, УВД и ЭРТОС.
  • На момент создания ФУП «Госкорпорация по ОВД» на территории страны действовало лишь немногим около 40 государственных предприятий по использованию воздушного пространства (далее - ИВП), управлению воздушным движением (далее - УВД) и эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (далее - ЭРТОС), а также множество служб УВД и баз ЭРТОС в аэропортах и авиапредприятиях.
  • Отсутствие единого центра ответственности за функционирование, поддержание и развитие гражданской части ЕС ОрВД содержало в себе множество хозяйственных и налоговых рисков, существенно затрудняло проведение единой экономической, технической, социальной и кадровой политики в гражданской части ЕС ОрВД (далее - ГЧ ЕС ОрВД).
  • В целях «...повышения безопасности полётов и регулярности полётов воздушных судов, формирования единой хозяйственной системы управления воздушным движением и регулирования использования воздушного пространства Российской Федерации...» Правительством Российской Федерации постановлением от 14.05.1996 № 583 была поставлена задача «...создать Федеральное унитарное предприятие по организации воздушного движения в Российской Федерации, основанное на праве хозяйственного ведения (Государственную корпорацию)».
  • ФАС России по согласованию с Госкомимуществом России 10.10.96 были утверждены основные принципы создания ФУП «Госкорпорация по ОВД», которые получили дальнейшее развитие в Отраслевой программе «Структурная перестройка и экономический рост гражданской авиации в 1997-2000 годах», одобренной в августе 1997 на Коллегии ФАС России и принятой к исполнению приказом ФАС России от 08.09.97 № 184.
Май 1996 года
  • Принятие решения о создании федерального унитарного предприятия по организации воздушного движения (государственной корпорации) в целях формирования единой хозяйственной системы ОВД и регулирования использования воздушного пространства.
25 Декабря 1996 года
  • Создана Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации
  • Государственная регистрация ФУП «Госкорпорация по ОВД» произведена 25.12.96 г. в Московской регистрационной палате (свидетельство о государственной регистрации № 063.337).
1996 год
  • Гражданскую авиацию возглавил Зайцев Геннадий Николаевич.
1997 год
  • Первым генеральным директором ФУП «Госкорпорация по ОВД» утвержден Кушнерук Борис Иванович.
1998 год
  • Начало формирования единой хозяйственной системы ОВД и регулирования использования воздушного пространства.
  • В соответствии с Концепцией реструктуризации и реформирования гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 24.06.98 № 642, в гражданскую часть Единой системы ОрВД России подлежали включению органы ИБП, УВД и ЭРТОС аэропортов федерального значения, а также аэропортов, где органы УВД и ЭРТОС базируются с РЦ (ВРЦ) и способны работать на принципах самофинансирования и самоокупаемости. Концепцией предусматривалось осуществление функций гражданских оперативных органов ЕС ОрВД России дочерними предприятиями ФУП «Госкорпорация по ОВД».
1999–2002 годы
  • Создание государственных унитарных дочерних предприятий (ГУДП) ФУП «Госкорпорация по ОВД».
  • Структурное развитие ФУП «Госкорпорация по ОВД» осуществлялось по двум основным направлениям:
    — создание государственных унитарных дочерних предприятий (ГУДП) ФУП «Госкорпорация по ОВД» и реорганизация существующих предприятий по ИВП, УВД и ЭРТОС в форме присоединения к ГУДП;
    — выделение из состава авиапредприятий и аэропортов различных форм собственности служб УВД и ЭРТОС с соответствующим имуществом и передача их в систему предприятий ФУП «Госкорпорация по ОВД».
  • 11.08.99 года было зарегистрировано первое ГУДП «Центраэронавигация».
  • ФУП «Госкорпорация по ОВД» были разработаны учредительные документы государственных унитарных дочерних предприятий ФУП «Госкорпорация по ОВД» и оплачены уставные фонды ГУДП ФУП «Госкорпорация по ОВД».
1999 год
  • Гражданскую авиацию возглавил Андреев Владимир Иванович.
11 августа 1999 года
  • Государственная регистрация первого ГУДП ФУП «Госкорпорация по ОВД» – «Центраэронавигация».
2000 год
  • Создание Координационного совета и Координационной группы экспертов «Евразия». Первый состав КС и КГЭ включал авиапредприятии России (Госкорпорация по ОВД и Главный центр ППВД), Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Наблюдателем было авиапредприятие Белоруссии.
  • В течение 2000 года были зарегистрированы 26 государственных унитарных дочерних предприятий ФУП «Госкорпорация по ОВД». В 2000–2001 гг. Минимуществом России выпущены распоряжения о реорганизации ГУДП в форме присоединения к ним соответствующих РГП по ИВП, УВД и ЭРТОС. Вскоре распоряжениями Минимущества России были утверждены передаточные акты. В этот период были заложены организационно-правовые основы для проведения единой технической, технологической, экономической, социальной и кадровой политики.
  • В этот же период осуществлена реорганизация в форме слияния трех дочерних предприятий, расположенных в Южном федеральном округе, в ГУДП «Аэронавигация Юга».
  • Таким образом, к 2002 году ФУП «Госкорпорация по ОВД» имело 21 дочернее предприятие. Незарегистрированными по различным причинам в качестве ГУДП оставались только 3 предприятия: ГЦ ППВД, МЦ АУВД и Татаэронавигация.
  • Параллельно с реорганизацией предприятий по ИВП, УВД и ЭРТОС проводилась работа по выделению из состава авиапредприятий и аэропортов служб УВД и ЭРТОС с соответствующим федеральным имуществом и земельными участками, на которых аэронавигационное имущество расположено, и передача их в Госкорпорацию по ОВД (приказ ФАС России от 03.12.98 № 349 «О введении в действие на период до 2000 г. план-графика выделения служб УВД и ЭРТОС из авиапредприятий и аэропортов»).
  • В 2000–2001 гг. выделение первые в истории ФУП «Госкорпорация по ОВД» службы УВД и ЭРТОС из аэропортов Сочи, Краснодар, Минеральные Воды и Оренбурга.
  • Осуществлен перевод служб УВД и ЭРТОС и передача соответствующего федерального аэронавигационного имущества в Единую хозяйственную систему гражданской части ЕС ОрВД России в 23-х аэропортах из 39-ти, определенных приказом ФАС России от 03.12.1998 № 349: Анапа. Братск, Белгород, Воронеж, Владикавказ, Иркутск, Краснодар, Кемерово, Минеральные Воды, Нальчик, Нижний Новгород, Нарьян-Мар, Оренбург, Орск, Омск, Оссора, Сочи, Толмачево, Тилички, Уфа, Усть-Хайрюзово, Хандыга, Якутск.
  • К концу рассматриваемого периода 98% федерального имущества, предназначенного для управления воздушным движением, радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи уже было сосредоточено на дочерних предприятиях ФУП «Госкорпорация по ОВД».
2000 год
  • Гражданскую авиацию возглавил Нерадько Александр Васильевич.
2003–2004 годы
  • Реализация требований ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в части присоединения ГУДП к Предприятию с созданием филиальной структуры организационного построения.
  • Дальнейшие организационные преобразования ФУП «Госкорпорация по ОВД» связаны с реализацией положений Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ.
  • В соответствии с Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 30.04.2003 № 1404-р «О реорганизации федерального унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (Госкорпорация по ОВД) предприятие реорганизуется в форме присоединения к нему государственных унитарных дочерних предприятий (21 предприятие) и является правопреемником по правам и обязанностям присоединенных к нему государственных унитарных дочерних предприятий.
  • Помимо мероприятий, обусловленных реорганизацией дочерних предприятий ФУП, в 2003 году было завершено выделение служб УВД и ЭРТОС с соответствующим аэронавигационным имуществом из 5-ти аэропортов: Диксон, Норильск, Хатанга, Североуральск, Храброво (Калининград).
15 июля 2004 года
  • Федеральное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (ФУП «Госкорпорация по ОВД») получило новое название: Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»).
  • Был зарегистрирован Устав и Предприятие получило новое наименование. Данный правовой акт позволил считать реорганизацию Предприятия в соответствии с нормами Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» завершенной. В ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» был создан 21 филиал.
  • В 2005 году процесс сокращения количества обособленных подразделений продолжился. 3 филиала в регионе Забайкалья стали работать в качестве центров ОВД в филиале «Аэронавигация Восточной Сибири».
2004 год
  • Генеральным директором ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» утвержден Алексеев Олег Николаевич.
2005–2007 годы
  • Реорганизация ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в форме присоединения к нему ФГУП «ГЦ ППВД», ГП «МЦ АУВД» и ФГУП «Татаэронавигация».
  • В целях дальнейшего совершенствования планирования производственно-хозяйственной деятельности и обеспечения эффективного управления развитием предприятия выработаны Основы политики ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в области управления, разработана и утверждена Программа развития ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на период до 2008 года.
  • Проведены организационные мероприятия по укрупнению филиалов.
  • С 01.07.2005 филиал «Башаэронавигация» вошел в состав укрупненного филиала «Аэронавигация Центральной Волги» в качестве Башкирского центра ОВД; филиал «Чукотаэронавигация» вошел в состав укрупненного филиала «Аэронавигация Северо-Востока» в качестве Анадырского центра ОВД.
  • С 01.07.2006 филиал «Примораэронавигация» вошел в состав укрупненного филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» в качестве Владивостокского центра ОВД.
  • С 01.10.2006 филиал «Архангельскаэронавигация» прекращает свою деятельность и входит в состав укрупненного филиала «Аэронавигация Северо-Запада» в качестве Архангельского центра ОВД.
  • В целях завершения формирования единой хозяйственной системы по организации воздушного движения в Российской Федерации Росимуществом было издано распоряжение от 09.03.2005 № 177-р о реорганизации ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в форме присоединения к нему ФГУП «Татаэронавигация», ФГУП «ГЦ ППВД», ГП «МЦ АУВД».
  • 10.01.2006 к ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» было присоединено ФГУП «ГЦ ППВД», а 28.06.2006 – ГП «МЦ АУВД».
  • Устав ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в новой редакции утвержден распоряжением Росавиации от 05.06.2006 № АЮ-179-р.
  • Работы по укрупнению центров ОрВД и филиалов Предприятия продолжаются.
2007 год
  • Генеральным директором ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» утвержден Горбенко Валерий Михайлович.
2008 год
  • На территории России проведено 22-е совещание КС и КГЭ «Евразия» на котором, впервые, после 1991 года, был подписан объединяющий Договор о создании Международной аэронавигационной службы «Восток».
  • В декабре 2008 года выполнен технический рейс из аэропорта Геленджик, первый в истории России построенный аэродром. Генеральным подрядчиком оснащения КДП оборудованием КСА УВД и связи выступило ОАО «НПО «ЛЭМЗ».
2009 год
  • Начало работ по реализации Федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 годы). Введена в эксплуатацию вышка КДП аэропорта Екатеринбург, оснащенная КСА УВД.
2011 год
  • Введен в эксплуатацию Хабаровский укрупненный центр ЕС ОрВД, оснащенный АС ОрВД.
2012 год
  • Генеральным директором ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» утвержден Моисеенко Игорь Николаевич.
2012 год
  • Введена в эксплуатацию вышка КДП аэропорта Владивосток, оснащенная КСА УВД и введена в эксплуатацию АС ОрВД Самарского укрупненного центра ЕС ОрВД.
2013 год
  • В соответствии с решением Федерального агентства воздушного транспорта и приказом ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 24 сентября 2013 г. был создан филиал «Аэроконтроль».
2014 год
  • Введен в эксплуатацию Иркутский укрупненный центр ЕС ОрВД, оснащенный АС ОрВД. Введена в эксплуатацию вышка КДП аэропорта Сочи, оснащенная АС ОВД и обеспечившая проведение XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр. Создан филиал «Крымаэронавигация» с районом ответственности, охватывающим воздушное пространство над Крымским полуостровом, акваториями Черного и Азовского морей, площадью около 163 496 кв. км.
2015 год
  • Рентабельность собственного капитала предприятия увеличилась с 14,7 % в 2014 году до 26,3 % 2015 году.
2016 год
  • Введен в эксплуатацию Красноярский укрупненный центр ЕС ОрВД, оснащенный АС ОрВД. В полном объеме функционируют Московский, Ростовский, Хабаровский, Калининградский, Самарский, Магаданский, Иркутский и Красноярский автоматизированные укрупненные центры ЕС ОрВД.
10 октября 2017 года
  • 10 октября 2017 года в 02.00 мск осуществлен ввод в эксплуатацию нового центра управления полетами (ЦУП) филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Столь масштабный и уникальный проект реализован в России впервые. Переход на управление воздушным движением посредством новой отечественной системы имеет стратегическое государственное значение.
  • Новый Центр управления полетами, оснащенный АС ОрВД «Синтез-АР4», пришел на смену функционирующей с 1981 года автоматизированной системе УВД «ТЕРКАС», которая на текущий момент, вследствие ее морального и физического износа, не в полной мере отвечает современным требованиям в части обеспечения пропускной способности, согласованного принятия решений, эффективных траекторий для эксплуатантов в условиях высокой интенсивности.
  • Филиал «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» осуществляет обслуживание воздушного движения (ОВД) над территорией площадью более 730 тысяч квадратных километров, на которой размещено 70 аэродромов, а именно: 16 аэродромов для полетов гражданской авиации, 48 аэродромов госавиации и 6 аэродромов экспериментальной авиации. Воздушное пространство, обслуживаемое Московским центром, превосходит по размерам территории некоторых Европейских государств более чем в полтора раза.
  • Объемы воздушного движения также сопоставимы, по количеству взлетно-посадочных операций московские аэродромы превосходят ряд европейских.
  • Решение о строительстве и оснащении Нового центра управления полетами для Московского укрупненного центра единой системы ОрВД было принято Распоряжением Правительством Российской Федерации от 27 августа 2007 года № 1130-р.
  • Работы выполнялись генеральным подрядчиком АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» по Государственному контракту с привлечением субподрядных организаций ОАО «ВНИИРА», ОАО «Фирма «НИТА», ООО «ЛОТЕС ТМ». Общее количество бюджетных и внебюджетных средств для создания и внедрения АС ОрВД «Синтез-АР4» составляет 3 726 673, 36 тыс. руб.
  • Автоматизированная система ОрВД Московского центра состоит из 10 комплексов (подсистем), в т.ч. комплекса средств автоматизации управления воздушным движением, планирования использования воздушного пространства, средств передачи информации, метеорологического обеспечения, защиты информации, обеспечения справочной информации, подсистемы речевой связи, подсистемы технического управления и контроля, средств единого времени, комплексного системного тренажера.
  • Следует отметить, что на момент утверждения технического задания и заключения контракта российской промышленностью не производился серийный выпуск оборудования с характеристиками, необходимыми для оснащения Московского центра, и данную систему АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» разрабатывало на основе имеющихся систем, а также с учетом дополнительных требований заказчика.
  • На протяжении 2012–2016 годов проводились «тестовые» испытания системы, в которых принимали участие инженерный и диспетчерский состав филиала «МЦ АУВД». В течение всего периода велась работа по исправлению выявленных специалистами филиала «МЦ АУВД» замечаний, без устранения которых безопасная эксплуатация нового ЦУПа была бы невозможна. После проведённых в конце 2016 года приемочных эксплуатационных испытаний, которые подтвердили отсутствие замечаний у специалистов филиала «МЦ АУВД», было принято решение о переводе УВД в новый центр.
  • Вводу в эксплуатацию нового Центра управления полетами предшествовали испытания и настройка оборудования, большая работа по тестированию системы и рабочих мест, а также обучение персонала и тренажерная подготовка.
  • Для инженерного состава филиала наиболее важной стороной подготовки стало изучение порядка эксплуатации нового технологического оборудования. Поскольку элементная база новых систем ОВД кардинально отличается от техники, на которой построена АС УВД «ТЕРКАС», её диагностика и техническое обслуживание также отличается от давно освоенных технологий технической эксплуатации. Для освоения новых видов оборудования инженерный персонал прошел персонально ориентированные специализированные курсы обучения. К маю 2017 года весь диспетчерский персонал прошёл подготовку для работы на технологическом оборудовании АС ОрВД «Синтез-АР4» и в последующем проходил тренировки на тренажёре и на системе для поддержания практических навыков, в том числе и при подготовке к работе в осенне-зимний период. Успешному выполнению подготовки способствовало активное участие значительной части диспетчерского и инструкторского персонала в проведении многочисленных проверок и испытаний нового оборудования, функционала системы, отработки интерфейса, эргономики и информативности отображения информации. Для проведения испытаний нередко формировались группы до 50-60 специалистов ежедневно, что позволило уже в этот период ознакомиться с новой системой большинству специалистов.
  • Основная задача внедрения новой АС ОрВД состоит в создании в Российской Федерации системы организации воздушного движения, которая соответствует положениям эксплуатационной концепции ИКАО и обеспечивает требуемый уровень безопасности полетов, оптимальные экономические показатели для всех пользователей на всех этапах полета, соблюдение требований национальной безопасности и охраны окружающей среды.
  • АС ОрВД «Синтез АР4» обрабатывает информацию от 21 источника радиолокационной информации (включая смежные центры), 13 источников автоматического зависимого наблюдения и 3-х автоматических радиопеленгаторов. Количество автоматических приемо-передающих центров – 25. Наземное оборудование Московского Узлового Диспетчерского Района (МУДР) обеспечивает выполнение полетов по спецификации RNAV-1. Наземное оборудование Районного Центра (РЦ) обеспечивает выполнение полетов по спецификации RNAV-5.
  • В состав АС ОрВД «Синтез АР4» входят следующее количество автоматизированных рабочих мест (АРМ):
    — 31 АРМ Планирования использования воздушного пространства и организации потоков воздушного движения (ЗЦ);
    — 72 АРМ Аэродромного диспетчерского центра (АДЦ);
    — 83 АРМ Районного диспетчерского центра (РДЦ);
    — 2 АРМ Местного диспетчерского пункта (МДП);
    — 22 АРМ Средств технического управления и контроля, а также средств объективного контроля, и тестового комплекса;
    — Количество рабочих мест тренажерного комплекса составляет 46 АРМ.
  • Установленное современное оборудование позволит повысить интенсивность полетов в Московской зоне путем увеличения пропускной способности секторов УВД за счет увеличения автоматизации процессов обслуживания воздушного движения и применения новых технологий.
  • В новой АС ОрВД реализован ряд функциональных возможностей:
    — автоматизированный обмен информацией о планах полетов с соседними центрами УВД;
    — обнаружение краткосрочных и среднесрочных конфликтных ситуаций на глубине прогноза до 8 минут и от 8 до 20 минут соответственно;
    — контроль за выдерживанием горизонтальной и вертикальной траектории воздушных судов (MONA);
    — поддержка при принятии решений диспетчером(CORA);
    — обработка информации, поступающей от радиолокатора режима «S» (на индикаторе у диспетчера отображаются выставленные пилотом в кабине параметры полета ВС (скорость, высота), что позволяет диспетчеру контролировать корректность и правильность переданной и принятой команды);
    — после оснащения АКДП Московских аэродромов будет реализовано управление прилетающим и вылетающим потоком воздушных судов (AMAN/DMAN).
  • Следует также отметить, что в настоящее время значения пропускной способности воздушного пространства существующей структуры, приближается к пороговым показателям. И имеющиеся ограничения самой структуры воздушного пространства не позволяет существенно её увеличить.
  • Технические возможности нового Центра управления полетами оснащенного современной АС ОрВД позволят осуществить переход на новую структуру воздушного пространства Московской зоны ЕС ОрВД.
  • В новой структуре воздушное пространство Московской зоны ЕС ОрВД будет разделено на 44 сектора (22 – РДЦ, и 22 – МАДЦ).
  • В рамках реализации ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009–2020)» осуществляется поэтапное совершенствование навигационной инфраструктуры Московской зоны. В настоящее время введены в действие 30 средств навигации (ДМЕ и ВОР/ДМЕ).
  • Внедрение новой структуры воздушного пространства Московской зоны ЕС ОрВД в Центре управления полетами, оснащенного современной АС ОрВД, в комплексе с развитием аэродромной и наземной инфраструктуры аэродромов обеспечит перспективы развития Московской зоны ЕС ОрВД такие как:
    — повышение пропускной способности воздушного пространства;
    — обеспечение полета воздушных судов по оптимальным траекториям при вылете/прилете;
    — снижение нагрузки на окружающую среду;
    — обеспечение роста объема авиаперевозок столичных аэропортов;
    — снижение нагрузки на пилота и авиадиспетчера.
  • В рамках Федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации 2009–2020», реализуемой Госкорпорацией под контролем Министерства транспорта РФ и Росавиации, уже введены в эксплуатацию укрупненные центры ЕС ОрВД в Хабаровске, Самаре, Магадане, Иркутске, Красноярске. На подходе центры в Тюмени и Екатеринбурге.
  • От лица Росавиации и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» выражаем благодарность всем специалистам, принявшим участие в этой неординарной, кропотливой, крайне ответственной и непростой задаче по созданию и внедрению новой АС ОрВД МЦ АУВД. Отдельно хотелось бы отметить вклад депутатов Госдумы ФС РФ, сотрудников многих министерств и ведомств, прежде всего, Правительства РФ, Минэкономразвития, Минфин, Минтранс, ФСТЭК, научных организаций, которые приняли участие во внедрении АС УВД для Московского центра управления воздушным движением.
19 октября 2018 года
  • Тюменский укрупненный центр (ТУЦ) Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) Российской Федерации официально введен в эксплуатацию 19 октября 2018 года. С сегодняшнего дня авиадиспетчеры филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» осуществляют из Центра, расположенного в районе аэропорта Рощино, аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве над территорией Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, а также Тюменской области.
  • Площадь контролируемого из Центра воздушного пространства составляет 1 млн 346 тысяч квадратных километров. В границах ответственности ТУЦ установлено 65 международных маршрутов ОВД протяженностью 35509,6 км (кроссполярные, трансполярные и транссибирские маршруты ОВД), 26 внутренних воздушных трасс протяженностью 10320,9 км, 21 участок маршрутов зональной навигации протяженностью 14415,4 км. Интенсивность воздушного движения за 2017 год в данном районе составила 502 069 воздушных судов, в том числе 199 092 иностранных авиакомпаний.
  • В трехэтажном здании ТУЦ размещены зал, откуда ведется управление воздушным движением, технологические и вспомогательные службы, административные и офисные помещения для персонала, обслуживающего АС ОрВД, а также тренажерный центр для поддержания профессиональных навыков диспетчеров. Планируемая общая численность работников ТУЦ – 331 человек. Из них 60 - отдел хозяйственного обеспечения и аппарат управления, 225 - служба движения, 40 человек - служба планирование использования воздушного пространства, 28 человек - группа поддержания практических навыков и расшифровки (техники ОПИ), 46 человек – служба эксплуатации радиотехнического оборудования и электросвязи (ЭРТОС). После ввода в эксплуатацию ТУЦ переданы функции старого Тюменского, а также Югорского, Сургутского, Нижневартовского, Ноябрьского, Тарко-Салинского, Надымского и Ямальского районных центров организации воздушного движения. Сотрудники данных центров будут трудоустроены в структуре Госкорпорации по организации воздушного движения. Многие из них переедут из районов Крайнего Севера на юг Тюменской области.
  • Для ввода в эксплуатацию ТУЦ была установлена новая перспективная структура воздушного пространства, проведена модернизация и техническое перевооружение инфраструктуры (объектов) аэронавигации филиала «Аэронавигация Севера Сибири». В ходе строительства Центра в июне 2016 года в присутствии руководства области и ГК ОрВД в его фундамент была заложена капсула времени с посланием потомкам. При этом само строительство завершилось с опережением графика. Запуску ТУЦ предшествовали приемочные и эксплуатационные испытания.
  • ТУЦ оснащен автоматизированной системой организации воздушного движения (АС ОрВД) российского производства, поставленной АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей». Система, над созданием которой под эгидой «Алмаз-Антея» работали специалисты фирмы ООО «Фирма «НИТА» и еще 14 отечественных компаний, обеспечивает информационное взаимодействие с КСА ПИВП Главного центра ЕС ОрВД в Москве, смежными Зональными центрами, средствами автоматизации планирования использования воздушного пространства и управления воздушным движением других центров обслуживания воздушного движения, а также с техническими средствами аэродромов государственной авиации. Межцентровое взаимодействие осуществляется по расширенному протоколу автоматизированного безголосового обмена информацией с использованием процедур OLDI и AIDC. Вычислительный комплекс АС ОрВД обрабатывает данные от 30 радиолокационных станций и 10 станций АЗН-В, взаимодействует с метеорологическими комплексами, система коммутации связи поддерживает 70 командных радиостанций ОВЧ и ВЧ-диапазона.
  • «Сегодня мы участвуем в торжественной церемонии ввода в эксплуатацию Тюменского укрупнённого центра. Это знаменательное событие для тюменского региона, и, конечно, для всех тех, кто участвовал в его проектировании, строительстве и оснащении, - сказал на открытии руководитель Росавиации Александр Нерадько. – К 2005 году воздушное пространство Российской Федерации обслуживалось из 120 центров управления воздушным движением. Тогда же было принято принципиальное решение о необходимости формирования укрупнённых центров, имеющих важное стратегическое значение, как для обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов, так и для решения государственных задач по обороноспособности страны. Нами была разработана программа по строительству 15 таких центров. Тюменский укрупненный центр – один из самых важных. Он обслуживает одну треть всех полетов воздушных судов российских и иностранных пользователей, выполняющихся в небе России, через его воздушное пространство проходят ключевые международные трассы, в его составе работают высококвалифицированные специалисты из тюменской области, Ямала и Югры, отечественное оборудование, самое современное и инновационное, обеспечивает контроль и безопасность выполнения полетов на самом высоком уровне. Я поздравляю всех жителей региона и авиаторов страны с этим замечательным событием!».
  • «Тюменский укрупненный центр является стратегически важным объектом авиатранспортного обеспечения Российской Федерации. Его ввод в эксплуатацию позволит повысить уровень безопасности полетов в 1,5 раза. За счет модернизации Единой системы организации воздушного движения РФ на основе использования новых технических средств и технологий в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации (ICAO) возрастет эффективность использования воздушного пространства», - считает Генеральный директор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Игорь Моисеенко. Кроме того, по его словам, ввод ТУЦ повысить пропускную способность воздушного пространства региона в 1,8 раза, поможет снизить эксплуатационные расходы пользователей воздушного пространства, централизовать функции управления воздушным движением, улучшить функции контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства. «Символично, что новый Центр в Тюмени заработал накануне профессионального праздника – Международного дня авиадиспетчера, который во всем мире отмечается 20 октября», - добавил Игорь Моисеенко.
  • В соответствии с Техническим заданием, реализованы новые функциональные возможности по автоматизации процедур планирования и обеспечения воздушного движения в зонах с высокой интенсивностью воздушного движения. Существенно расширен функционал технического контроля и управления работой всех подсистем АС ОрВД, обеспечено трехуровневое резервирование с повышенной отказоустойчивостью. Обеспечена возможность связи по цифровым каналам передачи данных «борт-земля» (CPDLC).
  • Кроме того, новая АС ОрВД позволяет рассчитывать 4D траектории с применением данных BADA и учетом метеорологической обстановки, обеспечивать безопасность (Safety Nets), включая автоматический контроль выдерживания заданной траектории и напоминания (MONA), расширенное представление данных о КС, ПКС, способах их разрешения (CORA) и автоматическое обнаружение среднесрочных конфликтов между ВС (MTCD), обеспечивать функции поддержки принятия решений. Выполнение функций планирования использования воздушного пространства в новой АС ОрВД поддерживает КСА ПИВП «Планета-5». В качестве подсистемы речевой связи используется СКРС «Мегафон» – 35 комплектов оборудования рабочих мест с 15 комплектами аварийных средств радиосвязи в параллельном контуре.
  • «В кратчайшие сроки Концерном совместно с заказчиком ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» была решена серьёзная задача создания Укрупнённого центра в Тюменском регионе - от Арктики до южных границ России с Казахстаном. Центр оснащён современной автоматизированной системой, которая не только решает задачи, связанные с управлением воздушным движением, но и взаимодействует с системами и средствами ВКС РФ», - сообщил заместитель генерального директора АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» по продукции для аэронавигационной системы и продукции двойного назначения Дмитрий Савицкий.
  • Стоит отметить, что в рамках реализации ФЦП «Модернизация ЕС ОрВД РФ (2009–2020 гг.)» на декабрь текущего года запланирован ввод эксплуатацию еще одного укрупненного центра в соседнем с Тюменью городе Екатеринбурге.
10 декабря 2018 года
  • Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» ввели в эксплуатацию Екатеринбургский укрупненный центр Единой системы организации воздушного движения. Из нового укрупненного центра филиалом «Аэронавигация Урала» ГК ОрВД будет предоставляться аэронавигационное обслуживание над территориями Удмуртской Республики, Пермского края, Свердловской, Челябинской, Курганской, Кировской областей.
  • Общая площадь воздушного пространства, подконтрольного Екатеринбургскому укрупненному центру составляет 686,6 тысяч кв. км. Протяженность зоны ответственности филиала «Аэронавигация Урала» с севера на юг до государственной границы Российской Федерации с Республикой Казахстан - 1116 км, с востока на запад – 1494 км. В границах зоны ответственности проходят 86 маршрутов обслуживания воздушного движения, общей протяженностью 36 563 км, из которых: 20 600 км воздушные трассы, открытые для международных полетов, 11 903 км – маршруты зональной навигации, открытые для международных полетов, 4 060 км – внутренние воздушные трассы. За последние три года в зоне ответственности филиала имела место тенденция увеличения интенсивности воздушного движения. Общее количество обслуженных воздушных судов за 2017 год составило 895 785, из них международных – 311 039, внутренних – 584 746, что в сравнении с 2016 годом увеличилось на 7,9 %. В данном контексте ввод в эксплуатацию нового Центра был просто необходим.
  • Екатеринбургский Укрупненный центр оснащен передовой автоматизированной системой организации воздушного движения (далее – АС ОрВД), в состав которой входят:
    — комплекс средств автоматизации управления воздушным движением на базе КСА УВД «Альфа-5»;
    — комплекс средств автоматизации планирования использования воздушного пространства на базе КСА ПИВП «Планета-5»;
    — система коммутации речевой связи на базе СКРС «Мегафон»;
    — комплекс документирования и воспроизведения информации на базе КДВИ «Гранит-6»;
    — система точного времени на базе СТВ «Метроном»;
    — комплекс средств защиты информации на базе ПСЗИ «Сфера»;
    — комплекс пультового оборудования на базе «Пульт-А».
  • Данное оборудование позволяет надежно и эффективно обрабатывать информацию, получаемую от наземных средств наблюдения, осуществлять управление воздушным движением посредством радиосвязи и поддерживать связь со смежными пунктами управления.
  • АС ОрВД производства ООО «Фирма «НИТА» поставлена по договорам с АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей». Система располагается в новом технологическом здании оригинальной планировки, находящемся в районе аэропорта Екатеринбург (Кольцово). Система построена на базе обновленных версии КСА УВД «Альфа-5» и КСА ПИВП «Планета-5», которая соответствует высшему уровню автоматизации по международной классификации. В технологическом здании Екатеринбургского укрупненного центра размещены 10 секторов Районного центра ЕС ОрВД Екатеринбург, диспетчерский пункт подхода аэродрома Екатеринбург (Кольцово), Зональный центр ЕС ОрВД.
  • Архитектурное построение технологического здания Екатеринбургского укрупненного центра многоуровневое, состоит из одноэтажной и трехэтажной частей. Трехэтажная часть здания представляет собой в плане сегмент кольца (236 градусов) высотой 18 м, стоящий на опорах. Технологическое здание построено в непосредственной близости с зданиями ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» с координационным центром поиска и спасания, таким образом, формируется замкнутое кольцо. Планируемая численность работающих в Екатеринбургском укрупнённом центре: персонал обслуживания воздушного движения – 195 человек, персонала планирования использования воздушного пространства – 56 человек, инженерно-технического персонала службы ЭРТОС – 28 человек. Новая АС ОрВД позволит повысить пропускную способность воздушного пространства, снизить эксплуатационные расходы, централизовать функции управления воздушным движением, а также повысить безопасность и эффективность организации воздушного движения в зоне ответственности Екатеринбургского укрупненного центра филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
  • В торжественной церемонии открытия нового укрупненного центра ЕС ОрВД приняли участие министр транспорта Российской Федерации Евгений Дитрих, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Александр Нерадько, генеральный директор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Игорь Моисеенко, заместитель генерального директора Концерна ВКО «Алмаз-Антей» по продукции для аэронавигационной системы и продукции двойного назначения Дмитрий Савицкий и другие официальные лица.