Поиск

Разработка системы планирования и подачи планов полетов

В соответствии с ФП ИВП планирование использования воздушного пространства осуществляется:

  • главным центром ЕС ОрВД – в воздушном пространстве классов А и С на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства, по которым Главный центр выдает разрешение на ИВП;
  • зональным центром ЕС ОрВД – в воздушном пространстве классов А и С, а также в воздушном пространстве класса G в отношении полетов беспилотных летательных аппаратов своей зоны на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства, по которым зональный центр выдает разрешение на ИВП;
  • районным центром ЕС ОрВД – в воздушном пространстве классов А и С, а также в воздушном пространстве класса G в отношении полетов беспилотных летательных аппаратов и деятельности, не связанной с полетами воздушных судов своего района, на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства, по которым районный центр выдает разрешение на ИВП.

Стратегическое планирование использования воздушного пространства осуществляется за 2 и более суток до дня использования воздушного пространства с целью согласования вопросов, связанных с организацией использования воздушного пространства и его обеспечением.

Предтактическое планирование использования воздушного пространства осуществляется накануне дня использования воздушного пространства с целью распределения воздушного пространства по месту, времени и высоте.

Тактическое планирование использования воздушного пространства осуществляется в процессе выполнения суточного плана путем перераспределения воздушного пространства по времени, месту и высоте с целью обеспечения безопасности спланированной деятельности и деятельности, планы которой поступают в текущие сутки.

Координирование использования воздушного пространства осуществляется в целях обеспечения заявленной пользователями воздушного пространства деятельности в зависимости от складывающейся воздушной, метеорологической, аэронавигационной обстановки и в соответствии с государственными приоритетами в использовании воздушного пространства.

В процессе планирования и координирования использования воздушного пространства центры ЕС ОрВД могут вносить изменения в заявленные пользователями воздушного пространства условия ИВП по месту, времени и высоте. Указанные изменения должны быть доведены до лица, представляющего план ИВП, и органов ПВО.


Формы представления плана полета

План полета воздушного судна представляется в одной из следующих форм:

  • сообщение экипажа с борта воздушного судна, содержащее информацию о представленном плане или изменениях в текущий план;
  • сообщение по авиационной наземной сети передачи данных и телеграфных сообщений, содержащее информацию о представленном плане или повторяющемся плане;
  • сообщение с использованием телефонной сети связи общего пользования или сети Интернет, содержащее информацию о представленном плане или повторяющемся плане;
  • сообщение на бумажном носителе, включая факсимильное сообщение, содержащее информацию о представленном плане или повторяющемся плане.

План полета воздушного судна представляется пользователем воздушного пространства или его представителем в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.

План полета воздушного судна представляется для получения разрешения на использование воздушного пространства классов А и С, а также в целях уведомления органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) для получения полетно-информационного обслуживания при использовании воздушного пространства класса G.

Сообщение экипажа с борта воздушного судна о плане полета воздушного судна при использовании воздушного пространства класса G передается по усмотрению пользователя, а при намерении использования воздушного пространства классов А и С – не менее чем за 30 минут до входа в воздушное пространство классов А и С.

В районах с высокой плотностью воздушного движения орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) доводит до экипажа воздушного судна условия или ограничения в отношении плана полета воздушного судна, представляемого с его борта.

Сообщения о плане полета воздушного судна передаются по авиационной наземной сети передачи данных и телеграфных сообщений, с использованием сети Интернет, на бумажном носителе, включая факсимильное сообщение.

Сообщение о представленном плане полета воздушного судна передается не более чем за 5 суток и не менее чем за 1 час до расчетного времени отправления.

Сообщение о повторяющемся плане полета воздушного судна передается не менее чем за 14 суток (в предыдущей редакции ФП ИВП – 15 суток), а изменения, вносимые в этот план, представляются не менее чем за 7 суток.

Подача плана полета осуществляется пользователем по сети АФТН с рабочих мест ЦУП авиакомпаний, через пункты обеспечения планирования центров ОВД или пункты аэронавигационного обеспечения полетов типа «брифинг».


Общероссийский Интернет-портал

Совместно с Росгидрометом и ФГУП «ЦАИ» осуществляется разработка общероссийского Интернет-портала для подачи планов, получения аэронавигационной и метеорологической информации, системы подачи планов полетов с использованием телефонной сети связи и сети Интернет.

Интернет-портал должен обеспечить пользователю воздушного пространства доступ к аэронавигационной, метеорологической информации, а также возможность подачи плана полета для использования воздушного пространства классов A, C и G. На портале размещаются странички (ссылки) для обращения к официальным сайтам Минтранса России, Росавиации, Росгидромета, ФГУП «ЦАИ» для получения метеорологической и аэронавигационной информации, обращения к нормативным документам.

Интернет-портал должен обеспечивать пользователю прием, обработку плана полета по сети Интернет, представление оперативной информации об ограничениях в воздушном пространстве (NOTAM, зоны ограничения полетов – пилотажные зоны, полигоны, противоградовые стрельбы, использование участков СВТ и др.).


Основные принципы построения представления планов полетов с использованием телефонной сети общего пользования и сети Интернет

В целях создания процедур подачи планов полета специалистами ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» разработаны и согласованы Основные принципы построения представления планов полетов с использованием телефонной сети общего пользования и сети Интернет.

Основные мероприятия построения Системы сбора планов полетов (Система) по сети Интернет состоят в следующем:

  1. для обеспечения приема заявок по сети Интернет и каналам телефонной связи потребуется на первом этапе развернуть подсистему из 8 программно-аппаратных комплексов на 8 объектах ЕС ОрВД: в Главном и семи зональных центрах ЕС ОрВД;
  2. основные работы:
    — поставка и развертывание веб-серверов и АРМ обработки планов полетов в центрах ЕС ОрВД;
    — разработка специального программного обеспечения обработки планов полетов, поступающих по сети Интернет и телефонным каналам связи;
    — проведение организационных мероприятий по авторизации пользователей (эксплуатантов ВС) с целью обеспечения их доступа к веб-серверам по сети Интернет (назначение и распределение ip/id-адресов/паролей и др.). Создание Регистра авторизованных (зарегистрированных) пользователей;
    — организация ведения Регистра пользователей. Информацию о пользователях собирает, анализирует и предоставляет Росавиация.


Состав и структура системы представления планов полетов

Каждый комплект оборудования, устанавливаемый в центре ЕС ОрВД, представляет собой программно-аппаратный комплекс, включающий:

  • серверное оборудование и программное обеспечение в дублированном исполнении (веб-сервер);
  • оборудование и программное обеспечение автоматизированного рабочего места (АРМ), предназначенного для приема и обработки планов полетов, поступающих как по телефонной сети общего пользования, так и по сети Интернет;
  • оборудование связи.


Унифицированный узел приема и обработки планов полетов

Головным элементом Системы является веб-сервер ГЦ ЕС ОрВД, где осуществляется хранение и ведение единой базы структуры воздушного пространства и данных пользователей воздушного пространства (Регистра пользователей), имеющих право подавать планы полетов воздушных судов (планы полетов) по сети Интернет и по телефонной сети общего пользования (в ГЦ ЕС ОрВД).


Функционально-технологический алгоритм работы системы представления планов полетов

Система выполняет следующие основные функции:

  1. идентификацию (установление тождественности, «опознание») пользователей, предпринимающих попытку ввода данных в Систему, по базе данных авторизованных пользователей воздушного пространства (Регистру пользователей);
  2. прием и обработку планов полетов, поступающих от авторизованных пользователей воздушного пространства по сети Интернет с использованием единого адреса подачи, а также телефонной сети общего пользования;
  3. автоматическое распределение получаемых от пользователей планов полетов по узлам системы (зональным/региональным подсистемам) в соответствии с заданными характеристиками планов (трассовый/внетрассовый полет, зона вылета);
  4. предоставление пользователям необходимых информационных и вычислительных ресурсов (сервисов) для составления и проверки формируемых планов полетов;
  5. автоматическое направление принятых планов полетов на обработку в КСА ПВД ГЦ (ЗЦ) и получение от КСА ПВД ГЦ (ЗЦ) результатов обработки;
  6. предоставление удаленным авторизованным пользователям результатов обработки поданных ими планов полетов на веб-сайте Системы.


Первоначальный вход в систему представления планов полетов

После ввода пользователем пароля и логина сервер ГЦ ЕС ОрВД осуществляет идентификацию пользователя по базе данных авторизованных пользователей воздушного пространства (Регистру пользователей) и открывает доступ в Систему.

Пользователь, прошедший процедуру идентификации, имеет возможность:

  1. сформировать и подать новый план полета;
  2. просмотреть состояние ранее поданных планов, получив информацию об их статусе (приняты/отвергнуты).


Отправка плана полета – получение результата

Подача нового плана полета осуществляется путем заполнения экранной формы в виде стандартного бланка представленного плана полета (флайт-плана) на русском или английском языке.

Процесс заполнения отдельных полей бланка максимально автоматизирован путем предоставления выбора возможных значений полей, контекстной подсказки, использования ранее сохраненных значений и т.д.

Система «помогает» пользователю составить корректный план полета, в котором заполнены все необходимые поля, а сами данные в этих полях правильные.

Система не допускает подачу плана с незаполненными или неправильно заполненными полями.

Все планы трассовых полетов (тип полета – трассовый) автоматически направляются на обработку в ГЦ ЕС ОрВД, остальные – в «свой» ЗЦ ЕС ОрВД.

Корректно сформированный и принятый сервером ГЦ (ЗЦ) план полета передается в КСА ПВД ГЦ (ЗЦ), где проходит стандартную обработку.

Необходимо отметить, что форма плана полета (ФПЛ) не отличается от используемой в настоящее время.

По каждому плану от КСА ПВД ГЦ/ЗЦ в соответствующий сервер Системы поступает ответное сообщение (информация), отражающая решение, которое принято в ГЦ/ЗЦ по данному плану в результате его обработки:

  • план полета прошел все виды контроля, корректен и может быть включен в план ИВП ГЦ (ЗЦ) (план полета принят);
  • план не прошел все виды контроля и не может быть включен в план ИВП ГЦ (ЗЦ) (план отвергнут, ошибки и т.д.).

Прием планов полетов по телефону выполняется с использованием АРМ Системы.

Оператор по приему планов полетов по телефону выполняет с АРМ идентификацию заявителя, вводя в ручном режиме пароль и логин, сообщенные ему пользователем, и далее осуществляет ввод данных плана полета в Систему, используя те же сервисы, что и удаленный пользователь.

Дальнейшая обработка полученных по телефону и введенных вручную с АРМ Системы планов должна выполняться по процедурам, аналогичным процедурам обработки планов полетов, поступивших по сети Интернет.


Вариант представления оперативной информации об ограничениях ИВП на веб-сайте ЗЦ ЕС ОрВД