Поиск

Какие средства управления воздушным движением (УВД) использовались на заре авиации? Матерчатый полосатый мешок («колбаса») на вышке для указания направления ветра на посадке. Дым костра, жестикуляция руками, покачивание крыльями — вот, пожалуй, и весь набор. В 1922 г. в СССР начались пассажирские перевозки по маршруту Москва — Нижний Новгород, в которых летчик сам вел самолет визуально, только в ясных погодных условиях. Потом пришло радио, пеленгаторы, звуки морзянки заполонили эфир во всем мире. Перед войной появились приводные радиостанции, и пилот шел от одной станции к другой, не видя земли, а диспетчер на земле получил возможность формировать самолетопотоки.

Вторая мировая война дала мощный стимул развитию средств УВД — нужно было поднять сотни «Летающих крепостей и «Ланкастеров» с разных аэродромов, собрать их в одном месте, построить в колонны, навести на цель и вернуть обратно. И все это в разных, порой сложных метеоусловиях, Появление РЛС дало возможность получать сведения о полете и определять параметры движения самолета без сообщений с бортов. И наконец, современные радиотехнические и аэронавигационные средства, сотни трассовых и обзорных РЛС составили базу современной системы организации воздушного движения (ОрВД). Монопольное право управлять воздушным движением в России принадлежит Федеральному государственному унитарному предприятию (ФГУП) «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», которой накануне Нового, 2007 г. исполнилось 10 пет. Об итогах 10-летия работы Госкорпорации и перспективах ее развития рассказал на встрече с прессой 25 декабря 2006 г. Генеральный директор Госкорпорации Олег АЛЕКСЕЕВ. Его выступление легло в основу данной статьи.

С момента своего образования в 1996 г. Госкорпорацией шаг за шагом осуществлялась работа по совершенствованию Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД), являющейся основной структурой комплекса средств аэронавигационного обслуживания полетов в России. Современная Госкорпорация — это крупнейшее звено аэронавигационной системы России. «Сейчас на нашем предприятии работает без малого 25 тысяч человек, и мы занимаем достойное место среди предприятий, поддерживающих экономику нашей страны», — сказал Олег Николаевич.

По одному из определений, корпорация — это союз, объединившихся для достижения какой-либо цели. Союз из 25 тысяч служащих Госкорпорации работает над общими целями, к которым относятся совершенствование организации воздушного движения и использования воздушного пространства в интересах государственной и коммерческой авиации, оптимизация маршрутов для увеличения потоков транзитных полетов над территорией России, модернизация и поддержание эксплуатационной готовности технических систем и средств обслуживания воздушного движения, обеспечение безопасности полетов воздушных судов при аэронавигационном обслуживании. Важнейшей составляющей деятельности Госкорпорации выступает обеспечение национальной безопасности страны.

Масштабы деятельности Госкорпорации впечатляют. В ее состав входят 16 филиалов по всей стране и 118 структурных подразделений от Калининграда до Владивостока, от Северного полюса до границ с Казахстаном, Монголией и Китаем. Госкорпорация осуществляет аэронавигационное обслуживание площади более 25 млн кв. км с протяженностью воздушных трасс более 500 тысяч км, из которых более 300 тысяч км приходится на международные трассы. В ведении Госкорпорации находятся 276 органов управления воздушным движением (УВД) в различных аэропортах страны, и по готовящемуся решению Правительства РФ, еще около 200 будет передано в ведение Госкорпорации в ближайшее время. Госкорпорация работает с 230 российскими и 750 иностранными авиакомпаниями, и эта работа происходит круглосуточно, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Для обеспечения современных требований по безопасности воздушного движения используется около 21 тысячи систем и средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи. Общая численность персонала предприятия насчитывает 24 938 человек, в том числе 5685 авиадиспетчеров, непосредственно осуществляющих управление воздушным движением. Около 50% специалистов работает в условиях Крайнего Севера и отдаленных местностей. Только с января по декабрь текущего года было обслужено 818 253 полета, среднесуточная интенсивность составила около 3000 полетов воздушных судов. Годовые расходы на содержание ЕС ОрВД составляют 15-16 млрд руб. Выручка Госкорпорации в 2006 г. составила 16,5 млрд руб.. 2,5 млрд. руб. ушло на выплату различных налогов в казну РФ.

Российская Федерация входит в десятку самых посещаемых стран мира, является страной авиационного транзита. В этом смысле предприятие обеспечивает высокую пропускную способность воздушного пространства страны, стремится сделать его более привлекательным для зарубежных авиаперевозчиков. Анализ интенсивности воздушного движения с января по ноябрь 2006 года, в сравнении с аналогичным периодом 2005 года, свидетельствует о росте объемов полетов в воздушном пространстве России на 8,3%. В 2006 году на 45% увеличилось количество полетов по кроссполярным маршрутам. Это самый короткий путь из Северной Америки в Юго-Восточную Азию — не над акваторией Тихого океана, где плата за аэронавигационное обслуживание не взимается, а через Северный полюс и далее над территорией РФ. Когда цены на авиатопливо подскочили до заоблачных высот, в зарубежных авиакомпаниях пришли к выводу, что лучше заплатить за пролет над Россией и оплатить аэронавигацию, чем переплачивать за перерасход топлива, обходя ее стороной. По некоторым оценкам, за счет спрямления маршрутов иностранные авиакомпании ежегодно экономят около 700 млн дол. США. Сэкономив минуты за один полет, в год авиакомпания экономит часы, а часы — это тонны горючего. К сожалению, и тут наша технология спрямления маршрутов отстает. В Европе, например, от такой технологии уже отказались. Там используется принцип зональной навигации, когда в зависимости от ветрового режима, экипаж самолета сам выбирает самый удобный для себя маршрут. Госкорпорация пока вынуждена проводить конкретные линии на карте, называемые воздушными трассами. В целях оптимизации структуры воздушного пространства России, Госкорпорация только в текущем году ввела в действие 50 новых трасс, из них 43 — международные.

Обеспечение безопасности полетов при аэронавигационном обслуживании воздушного движения имеет наивысший приоритет в принципах работы Госкорпорации, повседневная деятельность которой играет определяющую роль в снижении числа авиационных происшествий при управлении воздушным движением, повышении безопасности пассажиров и воздушных судов. Количественно безопасность воздушного движения определяется риском катастроф, произошедших прямо или косвенно по вине ЕС ОрВД. В России эта величина составляет 1,5×10-8 катастроф в час, что соизмеримо с показателями безопасности воздушного движения ведущих западных стран. Другими словами, нужно налетать 150 млн часов (а это 17 210 лет), чтобы наверняка угодить в катастрофу по вине системы УВД.

Препятствием на пути развития системы ОрВД являются морально и физически устаревшие военные и гражданские радиотехнические системы, ограниченные по своим функциональным и техническим возможностям. Их использование мало эффективно на низких высотах полета, над населенными пунктами, протяженными водными пространствами, в труднодоступных, малонаселенных регионах. Технические средства, по разным оценкам, выработавшие свой ресурс и требующие замены, составляют от 56 до 85%. И извечная проблема — несоответствие «земли» и «неба», около 70% эксплуатируемого самолетного парка имеет бортовые аэронавигационные системы, не удовлетворяющие современным требованиям. На замену основных средств производства Госкорпорации в 2005 г. выделено 1,6 млрд руб., в 2006 г. — 1,9 и в 2007 г. запланировано 3,2 млрд руб.

Мощным стимулом развития ЕС ОрВД явилась принятая Правительством Российской Федерации 4 октября 2006 года Концепция создания и развития аэронавигационной системы страны на период до 2025 года. Общая стоимость реализации амбициозных планов Концепции составляет сумму порядка 125 млрд руб. Много это или мало? Сумма годовых расходов на обеспечение деятельности гражданской и военной составляющих ЕС ОрВД составляет около 20 млрд руб., т.е. 750 млн дол. США. Для сравнения, США тратят на поддержание и развитие этого сегмента около 9 млрд дол. в год, а Япония — 1,6 млрд дол. в год. (Правда, не надо забывать, что в США пользуются воздушным транспортом 700 млн человек в год, а в России — 35 млн, да и ВВП в США составляет 11 триллионов дол, в России — 0,7 триллиона). Еврокомиссией только на внедрение в Евросоюзе одной технологии — автоматического зависимого наблюдения — выделено около 25 млрд евро на 4-х летний период, с 2003 по 2006 гг. Гигантская сумма 50 млрд евро выделена на разработку и реализацию в небе Европы программы SEZAR, которая должна будет вдвое повысить пропускную способность и безопасность воздушного движения.

В соответствии с Концепцией, Госкорпорация приступила к реализации важнейшей стратегической задачи по созданию объединенных укрупненных центров управления воздушным движением и структурированию их воздушного пространства. Следуя в русле общемировых тенденций, на базе 114 существующих районных центров управления воздушным движением будет создано 13 укрупненных автоматизированных центров, 5 из которых будут введены в эксплуатацию уже до 2010 года. В настоящее время созданы 2 таких центра — в Москве и Ростове, ведутся работы по созданию центров в Хабаровске, Магадане и Иркутске, в дальнейшем они будут созданы в Санкт-Петербурге, Самаре, Тюмени, Новосибирске, Красноярске и Якутске, предполагается модернизация центра в Калининграде. Результатом этой работы станет объединение информации, которая поступает с 450 радиолокационных комплексов: в одном центре будет создано несколько секторов. Примером может служить Хабаровский районный центр, куда поступает радиолокационная информация практически со всех аэродромов Дальневосточного региона России. В настоящее время осуществляется модернизация центра, вводятся в действие новейшие радиотехнические средства, позволяющие установить контроль за воздушным пространством всего Дальнего Востока и Якутии и, соответственно, наращивать зону ответственности управления воздушным движением.

Главным источником поддержания и развития основных средств производства ЕС ОрВД и реализации Концепции являются аэронавигационные сборы с авиакомпаний. Эти сборы были увеличены с 1 ноября 2006 г. на 90% для российских пользователей воздушного пространства. К сожалению, не все пользователи оплачивают услуги ЕС ОрВД в срок, около 40 авиакомпаний — должники Госкорпорации. Крупным должником (более 10 млрд руб.) остается Министерство обороны. По договоренности с IATA, следующее повышение тарифов для иностранных перевозчиков произойдет с 1 января 2007 г. на 10%. Во второй половине 2007 г. тарифы для иностранных авиакомпаний снова будут увеличены, иных действий в этом направлении не ожидается. Российским перевозчикам не надо опасаться увеличения тарифов — Госкорпорация не собирается перекладывать на них свои затраты, она совершенствует систему управления предприятием, ищет и внедряет средства и методы повышения эффективности своей работы, снижает издержки за счет внутренних резервов. Второй источник -федеральный бюджет. В 2007 г. затраты на замену средств радиолокационного поля составят 4,8 млрд. руб. Особое значение придается программе обновления оборудования Московского центра УВД — сердца всей ЕС ОрВД. Этот центр обслуживает 60% полетов всего, что летает над территорией нашей страны. Стоимость программы замены оборудования центра — 6,3 млрд. руб. Стремительный рост объема воздушного движения через аэропорты Московского авиаузла диктует необходимость скорейшего выделения средств на обновление Московского центра УВД Третий источник — неавиационная деятельность предприятия, оказание коммерческих услуг в области коммуникаций и связи. Ну и конечно же, мы надеемся на помощь банков, с которыми налаживаются деловые отношения.

Сегодня мировое авиационное сообщество уделяет особое внимание профессиональной подготовке авиадиспетчеров. В сфере персонала УВД в силу специфики его труда есть определенные проблемы. Хотя средняя зарплата авиадиспетчера 22 600 руб., предприятию приходится работать над методами привлечения молодых специалистов и мотивацией труда. Предоставляется социальный пакет, заключаются выгодные договора страхования, применяются методы стимулирования на местах, назначается прибавка к пенсии. Особое внимание уделяется сотрудникам Госкорпорации, работающим в тяжелых условиях за Полярным кругом, а их почти половина состава. В Российской Федерации главным корпоративным центром подготовки персонала выступает Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт Аэронавигации». Высокая квалификация специалистов организации воздушного движения достигается и поддерживается путем непрерывного процесса изучения специальных дисциплин, руководящих документов по УВД и документов ИКАО, подготовку авиадиспетчеров по изучению фразеологии радиообмена на английском языке. При этом особое внимание уделяется овладением практическими навыками, направленными на отработку правильных действий при полетах в особых условиях и особых случаях в полете, а также исследований технологических процедур при изменениях структуры воздушного пространства и внедрения новых методов управления воздушным движением. На практических занятиях может быть создана любая ситуация воздушного движения, близкая к реальной.

Госкорпорация по ОрВД председательствует в Координационном Совета «Евразия», в который, кроме Российской Федерации, входят Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, а также Республика Узбекистан. Целью создания Совета явилась подготовка концепции формирования Межгосударственной аэронавигационной системы «Восток». Подобная система, уже реализованная в западноевропейской практике, предполагает централизацию функций сбора, обработки, ведения и распространения данных о загрузке и пропускной способности органов организации воздушного движения в Центральном органе системы государств — членов Координационного Совета «Евразия», который планируется развернуть на базе Главного центра организации воздушного движения Российской Федерации.

В ходе пресс-конференции генеральному директору Госкорпорации был задан вопрос: «Коснется ли реализации Концепции судьбы ныне заброшенных малых аэропортов Крайнего Севера?»

«В 90-х гг. было фактически прекращено финансирование развития ряда малых аэропортов, и это привело к их деградации. Транспортная доступность отдаленных участков Крайнего Севера оказалась под угрозой. Сейчас мы получили обращение губернатора Красноярского края, президента Якутии с предложением полностью взять на себя функции УВД в своих регионах. Этот вопрос решается. Но здесь требуются более понятные и более согласованные политические решения, в том числе и на местном уровне, нужна поддержка местных администраций. В ряде аэропортов, как например в Нефтеюганске, мы уже проводим переоборудование системы УВД». — ответил генеральный директор.

Геннадий АРАЛОВ

Лоцманы неба (первая часть)

Лоцманы неба (вторая часть)


Источник: Воздушный флот, декабрь 2006