Поиск

Социальные гарантии - каждому

Первого апреля 2007 года между ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и единым представительным органом работников заключен Коллективный договор, который регулирует социально-трудовые отношения в предприятии.
Почему возникла необходимость заключения единого коллективного договора, какими гарантиями он обеспечен?

С этими и другими вопросами мы обратились к директору по развитию ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Наилю Шабаеву и начальнику отдела социального развития Галине Уткиной.

— Нельзя сказать, что коллективных договоров у нас раньше не было. С момента образования федерального унитарного предприятия, теперь — федерального государственного унитарного предприятия, выстроена система социального партнерства и определенный механизм договорного регулирования социально-трудовых отношений. До первого апреля этого года их действовало 34, и заключены они были в течение 1999-2003 г.г. на основе профессиональных тарифных соглашений. Эти предприятия были самостоятельными юридическими лицами на местах. На сегодняшний день они потеряли свой статус, став филиалами, и поэтому по новому трудовому законодательству мы должны заключать единый коллективный договор.

Чтобы в рамках одного предприятия прийти к единым условиям оплаты труда, к единому социальному пакету, нужны были определенные
финансовые средства, а именно — 20-30 % фонда оплаты труда. Задача состояла в том, чтобы ни один работник не потерял в заработной плате и социальных льготах. И мы их не только сохранили, но и улучшили.

Содержание коллективного договора напрямую зависит от производственных и экономических возможностей предприятия, от рентабельности, прибыльности и ряда других факторов.

Заключение коллективного договора строилось из прогноза развития ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» с точки зрения двух позиций: это повышение интенсивности воздушного движения, и в соответствии с этим, увеличение выручки предприятия. Впервые за много лет появился орган, который взял на себя функции по установлению и регулированию тарифов, это — Росаэ-ронавигация. Исходя из этих составляющих, и складывалась работа по подготовке к коллективному договору.

— Одинаков ли социальный пакет для работников всех филиалов Госкорпорации?

— Сейчас — да.

— Даже не важно, Москва это или Север?

— Конечно, есть позиции, отличающие тот или иной регион, если это оговорено федеральным законом или другими нормативными актами. Естественно, у северян свой федеральный закон, который регулирует предоставление бесплатного проезда один раз в два года в пределах Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно помимо проезда воздушным транспортом, которое ежегодно гарантирует предприятие. То есть практически эту льготу они получают дважды. Также за счет интенсивности полетов в том или ином центре заработная плата работников неодинакова.

— Не секрет, что проблема обновления кадров, особенно диспетчеров, стоит наиболее остро. В связи с этим, прописаны ли какие-либо гарантии для молодых специалистов в коллективном договоре?

— Это один из основных вопросов: привлечение молодых специалистов — диспетчеров, инженеров РЛ, РН и связи (радионавигации, радиолокации и связи). В коллективном договоре — целый блок по поддержке молодых специалистов — от установления определенной градации по выслуге лет и заканчивая единовременными выплатами, арендой жилья и т.д.

— Удовлетворены ли обе стороны подписанием договора?

— Пожалуй, это первый коллективный договор, который был заключен без объявления или проведения каких-либо акций протеста, когда представители работников и работодатели, сев за стол переговоров, пришли к единому мнению, подписав соответствующий договор в рамках социального партнерства.

— Спасибо за разъяснения.

Материал к публикации подготовили: М.м Мурова,
специалист по связям собщественностью «Госкорпорация по ОРВД», И. Скрынникова, спец.корр.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА:

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАКЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ

В Коллективном договоре ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на 2007-2010 годы создана и действует целостная система льгот и компенсаций, а именно:

— для работников, осуществляющих управление воздушным движением, имеющих свидетельство диспетчера установлена сокращенная продолжительность рабочего времени — 36 часов в неделю;

— работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда (работников таких категорий на предприятии около 70%) устанавливается доплата к тарифным ставкам (окладам) и предоставляется дополнительный отпуск. Размер дополнительного отпуска достигает 39 календарных дней;

— специалистам (диспетчерам, диспетчерам-инструкторам, старшим диспетчерам, руководителям полетов), осуществляющим непосредственно управление воздушным движением в зонах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения предоставлено право выхода на пенсию по возрасту на льготных условиях -мужчинам в 50 лет, женщинам в 45 лет. В северных регионах эта цифра составляет 45 и 40 лет;

— всем работникам устанавливается надбавка к должностным окладам за выслугу лет. Ее размер до 20% от должностного оклада;

— работникам, проработавшим на предприятии непрерывно 7 лет и более, один раз в год предоставляется бесплатный проезд (включая полеты за границу РФ) для следования воздушным транспортом к месту проведения отпуска и к месту санаторно-курортного лечения (и обратно) и билет со скидкой 50% тарифа на одного члена семьи;

— работникам, проработавшим на предприятии непрерывно от 5 до 7 лет, один раз в год предоставляется проезд (включая полеты за границу РФ) для следования воздушным транспортом к месту проведения отпуска и к месту санаторно-курортного лечения (и обратно) в размере 50% тарифа;

— специалистам службы движения, осуществляющим непосредственное управление воздушным движением, инженерно -техническим работникам службы ЭРТОС, поступившим на работу на предприятие впервые после окончания высших, средних профессиональных учебных заведений и специализированных курсов, проработавшие на предприятии непрерывно 1 год, такая льгота предоставляется один раз в год в размере 50 процентов тарифа, а через 5 лет и более — в размере 100% тарифа.

— работникам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членам их семей (таких категорий работников на предприятии около 50%) дополнительно один раз в два года предоставляется оплачиваемый за счет Предприятия проезд к месту отдыха.

Работодатель обеспечивает работников, осуществляющих непосредственное управление воздушным движением питанием в период рабочей смены и тонизирующими напитками в период ночной смены.

Для работников, проработавших на предприятии 20 и более лет и увольняемым в связи с выходом на пенсию, а также с невозможностью продолжать работу в прежней должности на основании заключения соответствующей медицинской комиссии, выплачивается единовременное пособие в размере от 4-х до 6-ти средней месячной заработной платы.

Для решения вопросов о привлечении молодых специалистов на работу в предприятие, закрепление их в предприятии предусмотрен ряд льгот:

— специалистам, закончившим высшие образовательные учреждения или средние профессиональные образовательные учреждения Гражданской авиации, и впервые трудоустроенным после окончания обучения на должности диспетчера службы движения, осуществляющего непосредственное УВД или инженера (техника) РЛ, РН и связи, при отсутствии собственного жилья в течение первых 5-ти лет производится ежемесячная компенсация аренды жилого помещения в размере 50% от стоимости аренды однокомнатной квартиры;

— при условии работы на Предприятии не менее 5-ти лет, в течение трех лет после окончания обучения по специальности предусмотрены ежегодные дополнительные выплаты в размере — 5%, 10% и 15% годового заработка соответственно за первый, второй и третий рабочие годы после окончания обучения;

— молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет.

Работодатель обеспечивает выполнение государственных нормативных требований охраны труда в Предприятии:

— обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством РФ и нормативными правовыми актами бесплатное прохождение работниками ВЛЭК, включая проезд, обязательных первичных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров в установленные для этого сроки;

— оплачивает расходы, связанные с прохождением работниками, непосредственно осуществляющими управление воздушным движением, дополнительного медицинского обследования по направлению ВЛЭК в других медицинских учреждениях.

Работодатель за счет средств Предприятия обеспечивает страхование работников от потери профессиональной трудоспособности, несчастных случаев и болезней (страховое покрытие в размере 350 тысяч рублей), обязательное медицинское страхование.

Для сохранения квалифицированных кадров в Предприятии осуществляется подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.

Источник: Вестник авиации и космонавтики, июнь 2007