Поиск

Опираясь на сотрудничество

Валерий ГОРБЕНКО,
генеральный директор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»
Рафаэль ДАНЕЛОВ,
советник генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»
Александр БАРАНОВСКИЙ,
главный инженер по системам организации воздушного движения ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»


Мощным импульсом к развитию регионального сотрудничества евразийских государств в области организации воздушного движения (ОрВД) послужила состоявшаяся в октябре 2003 года одиннадцатая Аэронавигационная конференция ICAO.

Для реализации решений, принятых конференцией, государства СНГ проводят активную работу в области развития систем организации воздушного движения на национальном и межгосударственном уровнях в рамках региональных международных организаций.

В государствах СНГ эта работа проводится совместно авиационными администрациями и поставщиками аэронавигационного обслуживания. В настоящее время признано целесообразным:

  • совместно разрабатывать и согласовывать нормативные правовые акты о государственном регулировании и организации использования воздушного пространства;
  • согласовывать направления совершенствования технической базы и развития технических средств, применяемых в национальных системах организации воздушного движения;
  • повышать уровень координации и взаимодействия с пользователями воздушного пространства и руководящими структурами национальных систем организации воздушного движения;
  • руководствоваться Стандартами и Рекомендуемой практикой ICAO в целях обеспечения безопасности и регулярности международной аэронавигации.

Переход к Глобальной аэронавигационной системе ICAO в государствах СНГ осуществляется на эволюционной основе.

Очевидно, что этот переход должен тщательно планироваться, чтобы не допустить ухудшения характеристик действующей системы.

С этапами гармонизации и интеграции систем ОрВД связаны ряд политических, организационно-правовых, эксплуатационных и технических проблем, решаемых национальными авиационными администрациями и поставщиками аэронавигационного обслуживания евразийских государств.

Политический аспект.
Политическая воля является главным условием реализации гармонизации, функциональной интеграции и обеспечения непрерывности обслуживания воздушного движения между соседними государствами и регионами. Основной политический вопрос заключается в определении групп государств и поставщиков обслуживания, которые, действуя коллективно, смогут обеспечить непрерывность воздушного пространства в интересах сообщества. Сегодня можно констатировать, что такое определение в евразийском регионе государств СНГ состоялось в форме субрегиональных объединений поставщиков аэронавигационного обслуживания.

Организационно-правовой аспект.
До настоящего времени организационно-правовые вопросы, связанные с обеспечением аэронавигационного обслуживания, не согласовывались во многих частях мира, в результате чего имели место нарушения однородности управления воздушным пространством. Накопленный в различных регионах опыт свидетельствует о том, что политическая воля может быть достигнута и юридически закреплена в том случае, если доказана возможность реализации задач техническими средствами и системами. Для достижения долгосрочной цели создания глобальной системы ОрВД в рамках регионального подхода к внедрению государствам и поставщикам аэронавигационного обслуживания требуется создавать и укреплять субрегиональные и региональные учреждения и проводить на регулярной основе консультации друг с другом и пользователями.

Эксплуатационные вопросы.
В глобальной эксплуатационной концепции ОрВД ICAO подтверждается принцип суверенности и в то же время предлагается организовать единое воздушное пространство в глобальном масштабе. При этом указывается, что количество однородных районов ОрВД должно быть минимальным, и поэтому следует рассматривать вопрос об объединении соседних районов. Кроме того, в эксплуатационной концепции идет речь о необходимости координировать планирование развития соседних районов с той целью, чтобы добиться формирования единого и непрерывного воздушного пространства, в котором благодаря такой непрерывности не будет нарушений и сбоев в обслуживании, а переход между районами будет незаметен для всех пользователей в любое время.

Технические вопросы.
Смысл рамок регионального планирования заключается в том, что при внедрении Глобальной аэронавигационной системы ICAO предлагается отойти от системы, основанной на национальных границах, и приступить к организации построения системы с учетом установившихся схем потоков воздушного движения и изменившихся условий. Тем не менее различные районы и регионы будут по-прежнему иметь возможность использовать конкретные функциональные возможности компонентов, чтобы учесть различные требования пользователей.

В связи с вышеизложенным переход от существующих систем к глобально интегрированной аэронавигационной системе в течение предстоящих нескольких лет практически невозможен.

Стало очевидным, что необходим новый комплексный подход к решению проблемы унификации и гармонизации национальных систем организации воздушного движения, учитывающий одновременно задачи экономической эффективности использования воздушного пространства, повышения безопасности полетов, национальной безопасности и финансовые возможности государств. Возникла ощутимая необходимость учитывать международный опыт и результаты деятельности наиболее развитых в этом отношении стран и регионов.

Важным событием в области аэронавигации для евразийских государств стало утверждение главами государств СНГ в сентябре 2003 года Концепции гармонизации национальных систем организации воздушного движения государств-участников СНГ, разработанной Межгосударственным авиационным комитетом совместно с авиационными администрациями и национальными органами ОрВД государств СНГ на основе Глобального аэронавигационного плана применительно к системам CNS/ATM ICAO.

Практическая реализация и внедрение сокращенных минимумов вертикального эшелонирования, создание спрямленных маршрутов и развитие кроссполярных, трансполярных, транссибирских и трансазиатских маршрутов, в том числе с применением технологий CNS/ATM в воздушном пространстве государств — все это может стать реальным результатом такого сотрудничества.

Сбор, обработка и анализ данных о полетах воздушных судов и иной деятельности по использованию воздушного пространства в пределах и за пределами интересующего воздушного пространства позволяет точно воспроизвести картину спроса и предложения, выявить факторы, влияющие на пропускную способность, достигнуть ее максимального использования при сохранении требуемого уровня безопасности полетов и эффективности воздушного движения.

Для решения этих задач в центральной и восточной частях Европейского региона ICAO в 1999 году руководителями национальных органов использования воздушного пространства и организации воздушного движения Казахстана, Кыргызстана, России, Узбекистана и Таджикистана при участии Межгосударственного авиационного комитета был создан Координационный Совет «Евразия». В 2005 году полноправным членом КС «Евразия» стало и Республиканское унитарное предприятие по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация» Республики Беларусь.

В 2002 году главами авиационных администраций государств — участников этого Совета подписано Соглашение о создании в восточной части Европейского региона ICAO (включая государства Центральной Азии) международной аэронавигационной службы «Восток». Целью деятельности MAC «Восток» является проведение скоординированной политики в области организационного, нормативно-правового обеспечения и функционирования национальных систем организации воздушного движения, в том числе при реализации Концепции систем CNS/ATM ICAO и иных международных соглашений. Дальнейшее развитие деятельность MAC «Восток» получила в связи с решением КС «Евразия» о проведении в 2008-2009 годах работ по совершенствованию организационного и информационно-технического взаимодействия между главными национальными органами ОрВД государств-членов Совета.

В настоящее время в государствах СНГ центральной и восточной частей Европейского региона ICAO сформировались необходимые условия и предпосылки для гармонизации национальных систем организации воздушного движения на субрегиональном и региональном уровнях для последующей интеграции в мировую аэронавигационную систему на основе Глобального аэронавигационного плана применительно к системам CNS/ATM ICAO.

Источник: Аэронавигация №1