Поиск

Отвечая на вызовы времени

Организация воздушного движения в Российской Федерации.
Валерий ГОРБЕНКО,
генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия по организации воздушного движения в Российской Федерации (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»)

Система организации воздушного движения (ОрВД) России по своим масштабам занимает лидирующее место среди других стран по таким показателям, как обслуживаемая территория (17,1 млн кв. км) и протяженность воздушных трасс (около 600 тыс. км). Из 803 воздушных трасс (ВТ) 405 — международные (МВТ).

К началу 2008 года в Единой системе ОрВД России (ЕС ОрВД) насчитывалось 99 центров ОВД, в том числе: Главный центр ЕС ОрВД (ГЦ ЕС ОрВД), 7 Зональных центров ЕС ОрВД (ЗЦ ЕС ОрВД), 61 Районный центр (РЦ ЕС ОрВД) и 30 Вспомогательных районных центров (ВРЦ ЕС ОрВД).

В Государственный реестр аэродромов гражданской авиации РФ входит 351 аэродром, из них: международных — 44, федерального значения — 63, аэродромов совместного базирования — 90.

В настоящее время в состав ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» входит более 200 местных диспетчерских пунктов (МДП), вспомогательных (ВМДП) и КДП МВЛ.

В 2006-2007 годах осуществлялось преобразование структуры ЕС ОрВД России из совмещенной (военный и гражданские секторы) в однофрагментную. В этот период в военной составляющей в ЗЦ (РЦ) ЕС ОрВД упразднены военные секторы в совмещенных центрах ЕС ОрВД. Проведен комплекс мероприятий по перепрофилированию специалистов. В соответствии с ликвидационными мероприятиями готовились материалы о внесении изменений в соответствующие приказы и распоряжения. Объединенные центры ОрВД в этой структуре в полном объеме выполняют функции упраздненных военно-гражданских центров и, не снижая уровня обеспечения безопасности при ОВД, перешли на более напряженный ритм работы.

В 2007 году общее количество полетов воздушных судов, выполненных в воздушном пространстве Российской Федерации и обслуженных системой ОрВД, составило 1017090 и, по сравнению с 2006 годом, увеличилось на 13,9%. При этом общее количество международных полетов возросло на 15,4% и составило 595648, а внутренних возросло на 11,9% и составило 421442 полета.

Общее число транзитных полетов в 2007 году достигло величины 236006, что на 12,2% больше, чем в 2006 году. При этом, по сравнению с 2006 годом, произошло возрастание количества полетов по кроссполярным маршрутам ОВД на 30,6%, по азиатским — на 11,6%, по трансазиатским — на 13,4%, по трансвосточным — на 13,2%.

Совершенствование структуры воздушного пространства осуществляется по следующим направлениям:

  • применение новых форматов для информационного обмена с филиалами и составление каталога новых маршрутов;
  • повышение качества сбора, машинной обработки и формализации данных из филиалов об изменении структуры воздушного пространства в районах аэродромов и РЦ;
  • внедрение автоматизированной обработки предложений пользователей по изменению конфигурации маршрутов ОВД, зон и районов ЕС ОрВД;
  • подготовка проектов НОТАМ и поправок;
  • внесение изменений в документы АНИ (сборники) и предоставление их пользователям воздушного пространства.

В вопросах координации и взаимодействия с Северо-Атлантическим бюро IGAQ выполнены работы по сверкам и внесению поправок в Европейский аэронавигационный план (DOC 7754). Это позволило разрешить многие проблемы, связанные с введением разведенных маршрутов ОВД при применении RVSiVi и ускорением ввода очередных поправок в Перечень ВТ.

Ведется большая работа по совершенствованию структуры нижнего воздушного пространства.

Для выполнения задач планирования ИВП с учетом упразднения военной составляющей было подготовлено достаточное количество специалистов в основном из числа военнослужащих.

Среди других плановых мероприятий по совершенствованию обслуживания воздушного движения следует отметить подготовку и проведение методических совещаний руководящего состава ОрВД с участием представителей ЭРТОС по обеспечению безопасности полетов.

По предварительным данным, на 01.01.08 г. числилось 157 аэродромов, органы ОВД на которых не входили в состав филиалов. Проведена работа по условному закреплению этих органов ОВД к филиалам, в зоне ответственности которых расположены аэропорты. Проведен анализ экономических последствий для ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от планируемого присоединения органов ОВД этих аэродромов. Разработаны предложения по установлению ставок сборов за АНО в районах аэродромов и районах авиационных работ, обеспечивающих экономическую эффективность Росаэронавигации.

В соответствии с планом-графиком проведения переговоров по подписанию соглашений о процедурах взаимодействия между центрами ОВД сопредельных государств проведены переговоры и подписаны соглашения между центрами ОВД: Симферополь (Украина) — Ростов-на-Дону; Вильнюс (Литва) — Калининград; Харбин (Китай) — Благовещенск; Шиньян (Китай) — Владивосток; Хайлар (Китай) — Чита; Урумчи (Китай) — Барнаул; Харбин (Китай) — Хабаровск; Анкара (Турция) — Ростов-на-Дону.

Большое внимание уделяется вопросам, связанным с внедрением в отечественную практику стандартов и рекомендуемой практики Это связано с применением новых методов, технологий и процедур ОВД; сокращенных норм вертикального эшелонирования полетов (RVSM); классификацией воздушного пространства; с внедрением методов полетно-информационного и консультативного обслуживания (ПИО, КО); внедрением в отечественную практику ОВД перспективных технологий, связанных с реализацией концепций по созданию системы средств автоматизации и новых технологий в метеорологическом обеспечении гражданской авиации. Все это связано с подготовкой предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, направленной на повышение уровня безопасности полетов. Подготовлены методические рекомендации и план проведения эксперимента по внедрению ПИО в Тюменском регионе страны.

В соответствии с требованиями приказа ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» об инициации проектов рассмотрены и выданы заключения по таким вопросам, как организация СДП на вышках КДП; исключение из перечня зон и районов некоторых РЦ ЕС ОрВД; изменение границ некоторых РЦ ЕС ОрВД; ликвидация некоторых ОПРС; изменение границ ответственности некоторых ДПП и ВРЦ.

Подготовлен и реализуется приказ ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» по применению в практической деятельности оперативных органов ЕС ОрВД технологий операционного использования связей безречевого взаимодействия между смежными центрами ОВД при приеме-передаче управления воздушного движения на основе протокола Евроконтроля OLD! (On-Line Data Interchange/обмен данными в режиме реального времени).

Поисково-спасательное обеспечение полетов воздушных судов организовано в соответствии с воздушным законодательством, регулирующим организацию ПСОП, которое осуществлялось на основании договоров, заключенных с 52 авиакомпаниями.

Одной из наиболее актуальных задач стало реформирование и переоснащение подсистемы планирования ИВП, являющейся важной составной частью аэронавигационной системы Российской Федерации.

Основными причинами, определившими необходимость реформирования подсистемы планирования ИВП, явились следующие:

1. Изменение организационной структуры и функций оперативных органов ЕС ОрВД:
  • объединение военных и гражданских секторов центров ЕС ОрВД;
  • упразднение вспомогательных зональных центров;
  • наделение функциями планирования ИВП РЦ ЕС ОрВД;
  • создание укрупненных центров ЕС ОрВД.
2. Моральное старение парка существующих средств автоматизации ПИВП и их неготовность к совместному функционированию в интересах выполнения единого планирования ИВП.

Целью реформирования подсистемы планирования ИВП является интеграция военных и гражданских органов ПИВП на основе создания и внедрения единых (военно-гражданских) средств автоматизации планирования ИВП.

Определены первоочередные задачи, связанные с переоснащением органов ЕС ОрВД. Принято решение о создании новых интегрированных комплексов средств автоматизации (КСА) планирования ИВП, обеспечивающих решение всего спектра задач планирования ИВП как по трассам, так и вне трасс.

В настоящее время наиболее проблемным звеном в существующей системе планирования ИВП Российской Федерации с точки зрения функционирования технических средств являются автоматизированные системы планирования воздушного движения зональных центров ЕС ОрВД, которые являются ключевыми элементами во всей системе планирования ИВП.

Выполнен комплекс работ по поддержанию эксплуатационной готовности зональных центров ЕС ОрВД. Выполнена плановая замена оборудования в некоторых ЗЦ ЕС ОрВД и РЦ ЕС ОрВД. В процессе обновления оборудования было установлено современное системное программное обеспечение с большой производительностью и надежностью вычислительных процессов.

Начаты работы по оснащению средствами автоматизации планирования ИВП Калининградского РЦ ЕС ОрВД. Эти средства предназначены для решения задач ПИВП в период до развертывания в Калининградском центре полномасштабной АС УВД нового поколения.

Выполнены работа по изготовлению и поставке программного комплекса прогнозирования воздушной обстановки для АРМ планирования/организации потоков воздушного движения в РЦ ЕС ОрВД (АРМ ПВД/ПОП).

Проводится постоянная работа по модернизации, поддержанию эксплуатационной готовности и развитию системы радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи.

Приоритетными направлениями мероприятий по модернизации ЕС ОрВД являются работы по модернизации технического обеспечения воздушных трасс и созданию укрупненных центров УВД, а также модернизации технического обеспечения полетов воздушных судов в районе аэродрома. В частности, проводятся работы по модернизации Московского и Калиниградского центров ЕС ОрВД, а также созданию укрупненных центров в Хабаровске, Иркутске, Магадане и Ростове-на-Дону.

Основными направлениями деятельности являются:

  • проведение комплекса организационно-технических мероприятий по поддержанию эксплуатационной готовности средств и систем ОВД, модернизации и развитию средств и систем ОВД;
  • разработка программ и планов поддержания эксплуатационной готовности, модернизации и развития средств и систем ОВД;
  • решение текущих вопросов по организации технической эксплуатации, поддержания эксплуатационной готовности, модернизации и развития средств и систем ОВД;
  • участие в выполнении работ в области международного сотрудничества в составе делегаций Российской Федерации.

Подготовлен План мероприятий по модернизации ЕС ОрВД на период 2008-2010 годы. Разработана Федеральная целевая программа «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 — 2015 годы)» по программной задаче «Создание укрупненных центров ЕС ОрВД».

Подготовлены основные целевые показатели в области модернизации технических средств и доведения технической оснащенности центров ОВД до заданного уровня в период до 2010 года.

Рассмотрены и согласованы Планы основных мероприятий по созданию укрупненных центров ЕС ОрВД в Санкт-Петербурге, Самаре, Тюмени, Новосибирске, Красноярске, Якутске и Екатеринбурге.


Введены в эксплуатацию 122 типа различных систем и средств радиолокации и радионавигации. Модернизированы 3 РМС СП-75 до уровня СП-80Н.

Проводились работы по вводу в эксплуатацию трассовых РЛК на 4 РЛП; 7 РМА/РМД; 6 аэродромных РЛК.

Разработана конкурсная документация и будут объявлены конкурсы на выполнение проектных работ, поставку и ввод в эксплуатацию средств радиолокации и радионавигации: DME на 11 позициях; VOR/DME на 6 позициях; АРП и ПРС на 4 позициях.

Техническое состояние основных средств РТОП, несмотря на выработку ресурса с учетом укомплектованности и уровня пидгоювки ИТС соответствует требованиям ФАП Радиотехническое обеспечение полетов и АЭС (Сертификационные требования), нормам годности НГЭА-92 и РРТОП ТЭ-2000, что позволяет обеспечить требуемый уровень качества радиотехнического обеспечения и безопасности полетов.

Реализуется программа поддержания эксплуатационной готовности «малых» аэропортов. В хозяйственное ведение ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» принято имущество ряда «малых» аэропортов:
  • по Якутии — 6 аэропортов;
  • по Курильским островам −2 аэропорта;
  • по Ямало-Ненецкому автономному округу — 1 аэропорт.

Реализуется план централизованного финансирования работ по комплексному и выборочному капитальному ремонту зданий и сооружений.
В соответствии с планом мероприятий по модернизации объектов ЕС ОрВД производится строительство зданий и сооружений, реконструкция
помещений, монтаж оборудования. Выполняются проектные и подготовительные работы в этом направлении.

Подготовлена к вводу в опытную эксплуатацию первая очередь «Автоматизированной системы контроля нарушений и инцидентов при ОрВД».
Подготовлен проект «Руководства по управлению безопасностью полетов при ОрВД ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Совершенствуется и развивается система менеджмента качества К) ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Большое внимание уделяется международному сотрудничеству, организовано плодотворное взаимодействие с международными организациями — провайдерами АНО — Евроконтроль, ICAO, КАНСО, ИАТА.

Реализуются мероприятия по организации и проведению обучения диспетчерского состава ОВД и подготовке к внедрению 4-го уровня знания английского языка по шкале ICAO.

За последнее время по программам курсов повышения квалификации английского языка в Институте аэронавигации прошли обучение 1599 специалистов ОВД. Проведено обучение преподавателей авиационного английского языка филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и Института аэронавигации по программе подготовки экзаменаторов/рейтеров. В настоящее время количество экзаменаторов/рейтеров — их сейчас 41. Проведено адресное финансирование технического оснащения 32 классов языковой подготовки в центрах ОВД, 20 специалистов ОВД филиала «МЦ АУВД» и 11 специалистов из других центров ОВД прошли обучение в зарубежных учебных центрах.

Сформирована и постоянно совершенствуется корпоративная страховая система социальной защиты работников предприятия. В рамках утвержденной «Концепции построения корпоративной системы пенсионного обеспечения» и «Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников предприятия» осуществляется негосударственное пенсионное обеспечение работников со дня прекращения трудовой деятельности и увольнения в связи с выходом на пенсию впервые. По условиям договора, заключенного между ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и негосударственным пенсионным фондом, работник, отработавший не менее 10 лет в гражданской авиации, после увольнения на пенсию получает дополнительную прибавку к основной пенсии по выслуге лет.

При непосредственном участии ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» совместно с органами государственного регулирования и федеральным профсоюзом авиационных диспетчеров (ФПАД) России подготовлен, утвержден, зарегистрирован в Минюсте России и опубликован в Бюллетене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти новый «Перечень зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения» (Список № 1), который решит многие проблемы пенсионного обеспечения диспетчерского состава.

В соответствии с договорами, заключенными ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» с санаторно-курортными учреждениями, к настоящему времени обеспечено лечением около 1000 работников.

Совместно с некоммерческой организацией «Спортивный клуб авиадиспетчеров» регулярно проводятся спортивные мероприятия (чемпионаты, турниры), направленные на пропаганду здорового образа жизни и активного отдыха, а также на приобщение работников и членов их семей к занятиям физической культурой.

В настоящее время система ОВД Российской Федерации является достаточно эффективной и способна организовывать и обслуживать безопасное воздушное движение.

Решение проблем, указанных выше, позволит системе воздушного транспорта, как одной из составляющих общей транспортной системы страны, находиться на мировом уровне, повысить доход в бюджет государства за аэронавигационное обслуживание, обеспечить высокий уровень безопасности полетов и создать задел на ближайшую перспективу.

Источник: Аэронавигация №1