Поиск

Дмитрий Медведев: «Безопасность – не то, на чем принято экономить»

Председатель правительства России Дмитрий Медведев провел рабочее совещание, посвященное организации воздушного движения в стране. Совещание прошло в Московском центре АУВД, крупнейшем филиале ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». В нем приняли участие вице-премьер правительства Аркадий Дворкович, министр транспорта России Максим Соколов, глава Росавиации Александр Нерадько, генеральный директор Госкорпорации по ОрВД Валерий Горбенко, генеральный директор ОАО «Концерн ПВО „Алмаз-Антей“» Владислав Меньшиков.

Дмитрий Медведев, открывая совещание подчеркнул, что обеспечение безопасности полетов — важнейшая задача, а центры управления полетами, особенно это касается московской зоны, должны быть оснащены по последнему слову техники.
Он сказал:
— Здесь я готов выслушать все предложения — что еще необходимо сделать в этом направлении. Принято говорить, что на безопасности нельзя экономить. Любой инцидент в этой сфере имеет широкий резонанс и является поводом для очень серьезных разбирательств. Уверен, что здесь работают высокопрофессиональные специалисты, которые имеют за плечами колоссальный опыт. Это очень важно и для надежности организации воздушного движения, и просто для тех людей, которые пользуются услугами воздушного транспорта. Хотел бы сказать и о том, что повышение профессионального уровня — это задача номер один для такой организации. Нужно и преемственность поколений сохранять, и, конечно, молодежь привлекать. Я с удовлетворением отметил для себя, что внизу стоит большой набор спортивных кубков. Это означает, что все, кто работает в системе, следят за своим здоровьем. Это, конечно, очень важно, потому что требования к здоровью предъявляются к системе организации воздушного движения очень жесткие. И цена ошибки очень высока. Здесь учатся всю жизнь, в результате накапливая колоссальный опыт. Думаю, мы все заинтересованы, чтобы московский авиационный узел, который в настоящий момент контролирует 56% полетов, стал действительно международным авиакомплексом самого высокого уровня!

Директор МЦ АУВД Владимир Ужаков рассказал Дмитрию Медведеву, что центр, диспетчеры которого сегодня обеспечивают 56% полетов в России, был введен в эксплуатацию в апреле 1981 года.

— Он предназначен для обслуживания воздушного движения в границах ответственности московской зоны. До этого не было единого центра. На сегодня он является крупнейшим в России центром управления полетами, зона ответственности котрого составляет 720 тысяч кв. км, характеризуется сложной структурой воздушного пространства и высокой интенсивностью его использования. Управление полетами осуществляют аэроузловой и районный диспетчерские центры (АДЦ и РДЦ), а также службы движения десяти центров ОВД.

РДЦ обслуживает территорию 18-ти областей России. Зона ответственности протянулась от Великих Лук и Беларуси до Республики Татарстан и от границ Украины до Вологды.

МАДЦ контролирует территорию в радиусе 150-180 км от Москвы. Обеспечивает управление движением воздушных судов, осуществляющих прилет-вылет в аэропорты Москвы: Шереметьево, Внуково, Домодедово, Быково, судов, следующих через московскую воздушную зону транзитом, а также управление ВС на аэродромах государственной и экспериментальной авиации.

Ежегодно Московский центр АУВД обслуживает более 600000 полетов воздушных судов, в том числе и особо важные специальные рейсы. Практически все рейсы иностранных авиакомпаний, выполняющие полеты в Россию или транзит через ее территорию, попадают под контроль и управление Московского центра АУВД.

В зоне ответственности филиала МЦ АУВД ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» расположено 104 аэродрома различной принадлежности, из которых 9 — международные. Структура воздушного пространства московской воздушной зоны включает 100 воздушных трасс (из них внутри-российских — 16, международных — 74, маршрутов спрямления — 10), общая протяженность которых составляет более 26 тыс. км, в пределах высот 1500-12100 метров. В воздушном пространстве МЗ ЕС ОрВД выполняют полеты более 300 отечественных и 800 иностранных компаний. В 2009 году филиалом обслужено более 600 тыс. ВС, а это свыше 60 млн пассажиров.

В состав филиала также входят центры обслуживания воздушного движения: Шереметьево, Внуково, Домодедово, Быково, Калуга, Тверь, Белгород, Воронеж, Орел, Нижний Новгород.

Московская АС УВД использует 10 радиолокационных комплексов, состоящих из первичных и вторичных радиолокаторов, 125 связных радиостанций, 33 приводных радиостанций, около 250 каналов связи и передачи данных, 6 мощных вычислительных комплексов, обеспечивающих работу аэроузлового и районного центров АУВД. Все это позволяет создать сплошное радионавигационное и связное поле, предоставить на рабочее место диспетчера всю необходимую информацию для безопасного УВД.

Радиотехнические средства и средства электросвязи для обслуживания воздушного движения, расположенные на 45 объектах, находятся на территории 11 областей: Московской, Тульской, Вологодской, Горьковской, Владимирской, Рязанской, Воронежской, Брянской, Орловской, Смоленской и Тверской.

В Московском центре АУВД работает высококвалифицированный диспетчерский и инженерный персонал, способный обеспечить безопасность полетов на самом высоком уровне. Более 90% специалистов службы УВД имеют 1-й и 2-й класс квалификации, весь диспетчерский состав допущен к управлению воздушным движением на английском языке.

Глава Росавиации Александр Нерадько:

— Наши аэронавигационные системы имеют двойное значение и обеспечивают развитие, как экономики, так и обороноспособности страны. В целях совершенствования аэронавигационного обслуживания в 2006 году с участием заинтересованных министерств, ведомств, пользователей воздушного пространства были разработаны и одобрены Правительством Российской Федерации Концепция создания и развития аэронавигационной системы России и план реализации. Основными государственными показателями работы аэронавигационной системы были определены: обеспечение национальной безопасности в сфере использования и контроля воздушного пространства, безопасность воздушного движения, пропускная способность, эффективность и доступность, авиационная безопасность, охрана окружающей среды, а также совместимость аэронавигационных систем. Концепция предусматривает три основных этапа, и к 2025 году должна завершиться полным переходом к перспективным техническим средствам и технологиям, обеспечением автоматизированного взаимодействия всех основных функциональных компонентов аэронавигационной системы, созданием интегрированной системы обеспечения безопасности воздушного движения на базе наземных и бортовых средств обнаружения и разрешения конфликтных ситуаций, широким внедрением метода свободных полетов и полной интеграции в мировую аэронавигационную систему. В результате выполнения первого этапа создания и развития аэронавигационной системы был проведен комплекс мероприятий, позволивший устранить ведомственную разобщенность военных и гражданских органов организации воздушного движения и обеспечить проведение единой технической политики. С 20 декабря 2007 года была прекращена деятельность военных секторов в центрах управления воздушным движением. Одновременно приняты меры по сохранению уникального кадрового потенциала военных секторов, переучиванию специалистов и их трудоустройства на гражданские должности.

Также для обеспечения полетов государственной авиации было переучено более 2 тыс. гражданских специалистов для работы в бывших военных секторах. Решение было абсолютно правильное, и практическим испытанием работы системы в особый период стали события 2008 года в ходе операции по принуждению к миру Грузии. В тот период за четыре дня однофрагментной системой организации воздушного движения было обеспечено более 2,5 тыс. полетов без заявок бомбардировочной, истребительной, военно-транспортной, штурмовой авиации. Специалисты аэронавигационной системы, которые участвовали в этой операции, получили благодарности от руководства Министерства обороны РФ. В ходе дальнейшей работы в 2010 году новыми федеральными правилами использования воздушного пространства были установлены три его класса, что позволило впервые использовать уведомительный порядок полетов в специальном классе «гольф», повысив доступность воздушного пространства для любителей и деловой авиации. В ноябре 2011 года во всем воздушном пространстве Российской Федерации введены сокращенные интервалы вертикального эшелонирования, что позволило повысить пропускную способность воздушного пространства вдвое.

Выполнение второго этапа плана мероприятий по созданию и развитию аэронавигационной системы осуществляется в рамках реализации четырех федеральных целевых программ: «Модернизация единой системы организации воздушного движения», «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства», «Развитие транспортной системы России» и ГЛОНАСС. Программные мероприятия реализуются параллельно с аналогичными программами NextGen (новое поколение), принятыми в Соединенных Штатах Америки, и в Европе Caesar, что позволяет обеспечить их максимальную интеграцию и создать бесшовное воздушное пространство.

В рамках федеральной целевой программы модернизации единой системы организации воздушного движения предусматриваются: создание вместо 124 существовавших центров управления воздушного движения 13 укрупненных центров, включая центр в Калининграде, совершенствование структуры воздушного пространства, замена устаревших систем и средств наблюдения, навигации и связи, разработка и внедрение новых технологий аэронавигационного обслуживания, разработка и оснащение подразделений единой системой авиационно-космического поиска спасания современной авиационной и наземной техникой, а также совершенствование системы метеорологического обеспечения полетов.

Главная программа модернизации единой системы организации воздушного движения не корректировалась с 2009 года, несмотря на существенные сокращения почти вдвое объемов финансирования за последние три года и сохранение индикаторов программы без изменений, что, конечно, невозможно без восстановления финан-
сирования. Мы просим о корректировке федеральной целевой программы с целью пролонгации ее до 2020 года. Иначе, возможно, произойдет отставание аэронавигационной системы России от мировой аэронавигационной системы, появятся новые предпосылки для стагнации высокотехнологических отраслей промышленности и научных организаций.

Программа является одной из наиболее инновационных. Ее реализация в полной мере соответствует положениям основ государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года, утвержденных в текущем году, в апреле, а также другим стратегическим документам. При проведении работ по модернизации средств и систем обслуживания воздушного движения значительные усилия были направлены на выполнение федеральной целевой программы совершенствования системы разведки и контроля воздушного пространства. На сегодняшний день дооснащено 47 из 74 трассовых радиолокационных позиций двойного назначения, центры управления оборудуются средствами информационно-технического взаимодействия с системой разведки и контроля, в результате чего площадь контролируемого Минобороны воздушного пространства увеличилась почти на 1,8 млн кв. км на высоте 10 тыс. м.

В современных аэронавигационных системах широко используются спутниковые технологии. Росавиация в рамках федеральной целевой программы ГЛОНАСС выполняет мероприятия по внедрению средств функциональных дополнений наземного базирования, установке систем посадок в аэропортах (уже в 44 аэропортах установлены такие функциональные дополнения), а также по применению средств автоматического зависимого наблюдения, которые можно было наблюдать сегодня при обходе. Такие пилотные проекты реализованы в Московском центре, на полуострове Ямал. Реализуется программа «АЗН-Балтика», что создает предпосылку к переходу к новым, более точным и менее затратным технологиям управления воздушным движением.

В период 2008-2011 годов была проведена работа по созданию резервной системы радиолокационного отображения информации и плановой системы. Резервная система в ноябре 2011 года
введена в эксплуатацию, затраты на ее создание составили 557 млн рублей внебюджетных средств.

Осуществляется строительство и оснащение нового центра управления полетами. Стоимость — 2,3 млрд рублей, срок ввода в эксплуатацию — 15 декабря. В текущем году предстоит освоить бюджетные средства на сумму 1,3 млрд. В настоящее время построено новое здание центра, проводятся внутренние отделочные работы. Закуплена основная часть оборудования автоматизированной системы и ведется разработка специального программного обеспечения, начаты работы по монтажу оборудования в диспетчерских залах.

В целях повышения пропускной способности воздушного пространства московской воздушной зоны научными организациями с участием специалистов служб управления воздушным движением, авиакомпаний, аэропортов разработана перспективная структура воздушного пространства с применением передовых технологий.

Основные преимущества новой структуры: бесконфликтность схем прилета и вылета, разделение потоков воздушных судов для одновременного использования нескольких взлетно-посадочных полос в аэропортах московской воздушной зоны, отсутствие точек пересечения повышенной сложности. Разработанная структура позволяет повысить пропускную способность в 1,5-2 раза в московской воздушной зоне. Минтрансом России, Росавиацией во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти продолжается работа по сокращению запретных зон и зон ограничения полетов — не только в московской зоне. В соответствии с международными стандартами федеральным государственным унитарным предприятием «Государственная корпорация по организации воздушного движения», которая является главным провайдером в области воздушного движения, внедрена система управления безопасностью воздушного движения. Существующие показатели безопасности полетов в настоящее время соответствуют норме по федеральной целевой программе. Но тем не менее существует необходимость постоянной оценки уровня безопасности и устранения дополнительных рисков на этапах дальнейшего развития аэронавигационной системы, ведения профилактической работы на постоянной основе. Ключевым звеном обеспечения безопасности полетов является высокий уровень профессиональной подготовки диспетчеров.

В Госкорпорации по организации воздушного движения РФ уделяется повышенное внимание подготовке персонала, организуются соответствующие курсы переподготовки, повышения квалификации. В настоящее время подготовлено более 5,5 тыс. специалистов со знанием английского языка четвертого уровня по шкале ICAO (это тот уровень, который сейчас требуется для ведения радиотелефонной связи на английском языке). На эти цели Госкорпорация за последние пять лет затратила более 550 млн рублей.

Ну и, конечно, хотелось сказать, что Российская Федерация обладает огромным транзитным потенциалом в области воздушного пространства. Наши зарубежные пользователи с доверием относятся к работе системы организации воздушного движения. Об этом свидетельствует только один факт: в 2001 году мы открыли для регулярного воздушного сообщения кроссполярные воздушные трассы. В первый год было выполнено чуть меньше 300 полетов по этим трассам. В прошлом году было выполнено уже более 10 тыс. полетов. И опрос пилотов иностранных авиакомпаний, членов международной организации международных перевозчиков показывает, что они удовлетворены качеством аэронавигационного обслуживания в Российской Федерации, оно, по их мнению, осуществляется по международным стандартам. Конечно, есть и проблемы, и мы о них знаем, нам известны пути их решения, работа над этим ведется на постоянной основе.

На совещании выступил Генеральный директор Госкорпорации по ОрВД РФ Валерий Горбенко.

— Предприятие обслуживает площадь 26 млн кв. км, протяженность трасс — более 600 тыс. км. Численность работников предприятия на сегодняшний день — 26,5 тыс. человек. Организационно сведены 15 филиалов, которые расположены от Калининграда до Петропавловска-Камчатского.
В составе филиалов имеется 61 оперативный центр. Это районные центры, зональные, включая главный с правом планирования и непосредственного управления воздушным движением, и более 250 аэродромных центров.

Социально-трудовые отношения на предприятии основываются на требованиях Трудового кодекса и коллективных договорах, которые заключены в каждом филиале. На сегодняшний день на предприятии действует 15 коллективных договоров, которые выполняются в полном объеме.

В соответствии с этими коллективными договорами строится социальное партнерство с представителями работников. На предприятии более 326 первичных профсоюзных организаций, часть из них объединена вЗ общероссийских федеральных профсоюза, остальные — независимые. На профессиональную профсоюзную деятельность предприятия тратится более 50 млн рублей в год. Основу социальных льгот и гарантий, которые заложены в коллективном договоре, составляет несколько социальных программ. В целом на выполнение коллективного договора, социальных льгот и гарантий в прошлом году было затрачено более 1 млрд 700 млн рублей; на 2012 год заложено более 2 млрд рублей. За четыре года суммы на социальные льготы и гарантии увеличились в 1,5 раза. В целом на социальный пакет одного работника тратится уже 75 тыс. рублей. Средняя заработная плата на предприятии составляет 65,6 тыс. рублей. В Московском центре — 88,5 тыс. рублей. Если брать основную нашу категорию, диспетчерский состав, то в Московском центре она составляет: диспетчеры в целом по предприятию — 88 тыс., а в Московском центре — 130 ООО. Руководитель полетами в Московском центре зарабатывает порядка 180 тыс. рублей — это связа-
но с самой высокой интенсивностью работы на этом участке.

На 2012 год заложено порядка более 100 млн рублей на физкультурно-массовую оздоровительную работу, команды предприятия и Московского центра являются чемпионами мира и Европы по хоккею и футболу среди аэронавигационных предприятий.

У нас есть свой Негосударственный пенсионный фонд, сегодня уже в нем состоит более 3,5 тыс. работников, которые уже получают пенсии. В этом году в этот фонд предприятие отчислит порядка 192 млн рублей (ежегодно увеличивается). Выплаты колеблются от 1,3 тыс. и до 9,5 тыс. Жилищная программа на предприятии существует, она действует уже в течение четырех лет. В нынешнем году заложено более 300 млн рублей. В целом 1,3 млрд рублей затрачено на выполнение программы. В первую очередь обеспечиваем молодых выпускников, которые оканчивают высшие и средние учебные заведения, это диспетчерский состав и инженерно-технический персонал службы ЭРТОС — две такие основные специальности. В течение первых пяти лет после окончания тем, у кого нет жилья, мы компенсируем 50% от найма квартиры, а при укрупнении центров, которое у нас сейчас начинает происходить, даем первоначальный взнос на ипотеку или даже на приобретение жилья.

Правительственная делегация во главе с премьером ознакомилась с работой авиадиспетчеров, на совещании поднимались актуальные производственные вопросы и наиболее острые проблемы отрасли. В числе главных тем — обеспечение безопасности воздушного движения, модернизация технического обеспечения центров управления и оптимизация структуры воздушного пространства.

По словам Дмитрия Медведева, в последние годы развитию российской авиации уделяется особое внимание. В качестве примера глава Правительства отметил, что на развитие инфраструктуры аэропортов в 2002 году из федерального бюджета был направлен 1 млрд рублей, а в 2011 году был выделен 41 млрд рублей. По мнению Дмитрия Медведева, это гораздо лучший результат, но останавливаться на достигнутом не стоит.

Оценивая технологический уровень отрасли, Дмитрий Медведев назвал сложившуюся ситуацию неплохим симбиозом старых образцов шведской техники, которая появилась в момент создания авиаузла в 1981 году, и современных цифровых средств, которыми оснащена эта техника сегодня. Идеей на перспективу премьер назвал необходимость развития спутниковых навигационных систем.

Участники совещания обсудили актуальные вопросы реализации «Федеральной целевой программы модернизации единой системы организации воздушного движения», строительства нового Центра управления полетами и меры по оптимизации воздушного пространства московского аэроузла. От решения этих задач в значительной степени зависит возможность увеличения пропускной способности московских аэропортов.

Срок ввода в эксплуатацию нового ЦУП и новой системы управления воздушным движением назначен на 15 декабря этого года. Но на совещании прозвучали серьезные основания сомневаться в своевременном запуске новой системы УВД, несмотря на то, что в настоящее время строительные работы на стадии завершения, внутренняя отделка помещении ведется, основная часть оборудования закуплена и уже монтируется в диспетчерских залах. По словам специалистов, наиболее значимая составляющая для ввода новой системы УВД — это специальное программное обеспечение, которое должно быть запущено, самым ответственным образом отлажено и под которое должны быть переподготовлены авиадиспетчеры. По мировой практике такая работа может занять не менее полутора-двух лет.

Дискуссию подытожил глава Правительства, оставив неизменным контрольный срок окончания строительства здания нового ЦУП — 15 декабря 2012 года. В отношении сроков ввода в действие новой системы управления воздушным движением Дмитрий Медведев дал поручение разобраться в проблеме с учетом сложности технологической задачи и обеспечить ее решение.

Другое крайне важное направление — разработка перспективной структуры воздушного пространства с бесконфликтными схемами прилета и вылета, разделенными потоками воздушных судов для одновременного использования нескольких взлетно-посадочных полос, отсутствием точек пересечения повышенной сложности. Такая структура позволит повысить пропускную способность московского аэроузла в полтора-два раза. Тормозящим фактором для решения этой задачи являются многочисленные запретные зоны и зоны ограничения полетов, установленные Министерством обороны. Дмитрий Медведев пообещал содействие в организации переговоров между заинтересованными ведомствами.

На совещании были также рассмотрены условия работы авиадиспетчеров и меры по их улучшению. Речь шла об обеспечении сбалансированного планирования расписания полетов, разработке нормативов работы авиадиспетчеров, профессиональной и языковой подготовке, пенсионном обеспечении, а также о значимости решений в сфере социального партнерства. Кроме того, в скором времени будет принято решение о передаче земельного участка и бывшего здания военного общежития, примыкающего к новому ЦУПу. В случае передачи уже в следующем году его можно будет переоборудовать под профилакторий для авиадиспетчеров.

Премьер подчеркнул, что по этим и другим вопросам в ближайшем будущем будут приняты взвешенные решения.

Источник: Аэронавигация (журнал)