Поиск

Небом России – управлять эффективно

Валерий ГОРБЕНКО, генеральный директор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»

ОрВД
В настоящее время это важнейшее звено авиатранспортного комплекса страны обеспечивает безопасность полетов, управляет воздушным движением, решает задачи по его эффективному обслуживанию в условиях увеличения объема авиационных перевозок. Многогранная деятельность специалистов предприятия направлена на гармонизацию с мировой аэронавигационной системой и интеграцию в нее путем непрерывного технического и технологического развития.

Созданное 25 декабря 1996 года Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», основной провайдер государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию, входит в число наиболее крупных и эффективно функционирующих российских транспортных предприятий. В основу его деятельности положены принципы интегрированного обслуживания воздушного движения, принятые в 2003 году на 11-й Аэронавигационной конференции ИКАО. Предприятие является основным хозяйствующим субъектом в части размещения государственных заказов на технические средства, взимания аэронавигационных сборов с пользователей воздушного пространства, консолидации и оптимального перераспределения средств в целях обеспечения работоспособности 15 филиалов, расположенных на территории от Калининграда до Курильских островов. В настоящее время предприятие осуществляет аэронавигационное обслуживание на территории, которая охватывает более 26 млн квадратных километров, на 809 воздушных трассах общей протяженностью более 610 тыс. км, из которых 441,6 тыс. км приходятся на международные трассы и 168,4 тыс. км — на внутренние. Существующая структура воздушного пространства страны позволяет российским авиадиспетчерам обслуживать внутренние и транзитные полеты воздушных судов около 1300 отечественных и зарубежных авиакомпаний, государственной и экспериментальной авиации. В воздушном пространстве Российской Федерации одновременно под управлением оперативных органов Единой системы организации воздушного движения находятся до 800 воздушных судов.

В настоящее время в состав предприятия входят 63 оперативных органа Единой системы организации воздушного движения, органы ОВД более 215 аэропортов и свыше 250 подразделений организации воздушного движения местных воздушных линий. В полном объеме функционируют три укрупненных центра автоматизированного управления воздушного движения — в Москве, Ростове-на-Дону и Хабаровске.

Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации обеспечивает занятость почти 27 тыс. человек. Численность специалистов службы движения составляет 9,5 тыс., из которых 7,2 тыс. работников осуществляют непосредственное управление воздушным движением. При этом 9,6 тыс. работников заняты в службе эксплуатации радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи.

Система организации воздушного движения России взаимодействует с 19 сопредельными государствами, является частью мировой аэронавигационной системы и входит в восточную часть Европейского региона ИКАО. Реализуются мероприятия по созданию и развертыванию Международной аэронавигационной службы «Восток». Соответствующее соглашение подписано представителями Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана.

Основополагающим документом модернизации отечественного аэронавигационного комплекса, дальнейшего инновационного развития предприятия является Концепция создания и развития аэронавигационной системы России, рассчитанная до 2025 года. Этот документ разработан с учетом обеспечения устойчивого уровня безопасности, выраженного в снижении риска столкновений воздушных судов в 2,7 раза к 2015 году и в 4,8 раза к 2025 году. Механизм реализации Концепции — Федеральная целевая программа «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации на период 2009-2015 гг.». Программа финансируется за счет бюджетных средств и внебюджетных источников. На реализацию программы выделено более 42 миллиардов рублей, из них 18 миллиардов из бюджета. Итогом достижения поставленных целей станет создание качественно новой системы организации воздушного движения страны. В России предполагается создание 12 укрупненных центров автоматизированного управления воздушным движением и обособленного центра УВД в Калининграде. Укрупнение центров существенно сократит количество передач из одной воздушной зоны в другую. Как показывает мировая практика, наибольшая вероятность просчетов при управлении воздушным движением возникает как раз на стыках зон ответственности. Преимущества укрупнения особенно наглядно видны на примере Магаданского центра ОВД. В настоящее время он полностью осуществляет управление воздушным движением над Магаданской областью, Чукотским автономным округом и в океаническом воздушном пространстве общей площадью более 4 млн квадратных километров. Сегмент, развернутый в центре на основе спутниковых систем, позволяет определять местоположение воздушных судов в любой точке «в пределах собственной тени». При этом местоположение воздушных судов наблюдают не только авиадиспетчер, но и сами экипажи. Это дает возможность своевременно обнаружить возникновение и развитие опасной ситуации.

Предприятие успешно реализует также Федеральную целевую программу по совершенствованию федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства, предусматривающую обновление радиолокационных станций на трассовых позициях двойного назначения. В настоящее время почти все позиции двойного назначения оснащены новыми трассовыми радиолокаторами.

Предприятие активно участвует в выполнении Федеральной целевой программы по внедрению системы ГЛОНАСС. В настоящее время накоплены существенные наработки в сфере внедрения технологий, связанных с использованием глобальной навигационной спутниковой системы. В основу этих технологий заложена передача точной информации о местоположении воздушного судна по цифровым линиям «воздух-земля». Планируемый к внедрению метод автоматического зависимого наблюдения введет новые характеристики контроля точности самолетовождения на воздушных трассах и маршрутах, существенно снизит нагрузки на авиадиспетчеров за счет повышения точности самолетовождения экипажами воздушных судов, а также создаст предпосылки установления стандартных траекторий выхода и захода на посадку. Это, в свою очередь, позволит увеличить пропускную способность воздушного пространства России.

Ярким примером повседневной деятельности специалистов предприятия является строительство и оснащение инновационным аэронавигационным оборудованием отечественного производства командно-диспетчерского пункта аэропорта Кольцово в Екатеринбурге. Этот аэропорт обслуживает полеты более чем 30 отечественных и зарубежных авиакомпаний, которые связывают Екатеринбург с более чем 100 городами Европы, Азии и Северной Африки. Созданное там подразделение ОВД обеспечит предпосылки для вхождения екатеринбургского аэропорта в международный узловой аэропорт-хаб и существенного увеличения пассажирских и грузовых авиационных перевозок.

Для большего удобства и доступности использования отечественного воздушного пространства, развития в нашей стране авиации общего назначения специалисты предприятия внесли достойный вклад в разработку новой редакции Федеральных авиационных правил, в соответствии с которыми с 1 ноября 2010 года введен уведомительный порядок использования воздушного пространства. Создана и внедрена система предоставления планов полетов воздушных судов по сети Интернет и телефонной сети общего пользования. Эти инновационные технологии включают в себя 8 компонентов оборудования (узлов системы), которые установлены в Главном центре и семи зональных центрах Единой системы организации воздушного движения.

Другим важнейшим направлением модернизации отечественного авиатранспортного комплекса стало внедрение в ноябре минувшего года в воздушном пространстве страны новой системы вертикального эшелонирования воздушных судов с внедрением сокращенных норм. Эта система получила название RVSM. В связи с этим появилась возможность использования шести дополнительных эшелонов полета, созданы предпосылки для увеличения пропускной способности воздушного пространства России. Опыт других стран показывает, что от этого выигрывают все — и авиакомпании, и органы обслуживания воздушного движения, и общество в целом. Новая система вертикального эшелонирования позволит воздушным судам выполнять полеты на более выгодных эшелонах с экономией топлива и снижением негативного влияния авиации на окружающую среду.

В сфере социальной политики важным направлением деятельности руководства является совершенствование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства работников и работодателей. Большое внимание уделяется процессу повышения квалификации работников предприятия. В первую очередь это касается языковой подготовки специалистов, осуществляющих управление воздушным движением на международных воздушных трассах и в международных аэропортах. В соответствии с требованиями языкового стандарта эти специалисты должны обладать четвертым уровнем владения английским языком по квалификационной шкале ИКАО. Требования Международной организации гражданской авиации выполнены в полной мере. В течение трехлетнего переходного периода, отведенного Правительством Российской Федерации на внедрение языкового стандарта ИКАО, количество авиадиспетчеров, достигших вышеуказанного уровня и значительно превзошедших его, составило 5383 работника.

Активно взаимодействуя с более чем 300 профсоюзными организациями, предприятие постоянно проводит работу по повышению уровня социальной защищенности работников, совершенствованию предоставляемого социального пакета, а также привлечению молодых специалистов. Особое внимание уделяется здоровью работников и членов их семей в части медицинского страхования, санаторно-курортного лечения, пропаганде активного и здорового образа жизни. Реализуется жилищная программа, а также программа негосударственного пенсионного обеспечения. Существенная материальная помощь оказывается студентам профильных образовательных учреждений. В настоящее время 85% выпускников становятся работниками предприятия. Это особенно значимо с учетом того, что в настоящее время средний возраст диспетчерского состава достигает 45-46 лет. Примечательно, что даже в тяжелые годы кризиса 2008-2009 годов госкорпорация сохраняла высокую социальную ответственность перед своими работниками. Благодаря действенному пакету антикризисных мер удалось не только сохранить достойный уровень заработной платы и социальных гарантий, но также последовательно индексировать заработную плату персонала. При этом заработная плата увеличивалась быстрее, чем росла инфляция.

В ближайшей перспективе предприятие продолжит реализацию мер по модернизации оборудования Московского центра автоматизированного управления воздушным движением, по созданию укрупненных центров управления воздушным движением и структурированию их воздушного пространства, а также разработке новых маршрутов ОВД для увеличения потоков транзитных полетов над территорией Российской Федерации на основе стандартов и с учетом рекомендуемой практики ИКАО по обеспечению безопасности полетов.


Источник: Транспортный вестник (приложение к газете Транспорт России)