Поиск
ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" ("Госкорпорация по ОрВД") в 2013 году продолжила наводить порядок в воздушном пространстве России, как в целом, так и над отдельными регионами. Магистральная линия сохранилась неизменной - создание укрупненных центров организации воздушного движения и модернизация оборудования уже существующих центров. Наблюдается и тенденция к расширению международного сотрудничества в отрасли. Однако для того, чтобы реализовать планы развития в полном объеме и в соответствии с намеченным графиком, порой не хватает финансовых средств, отмечают в Госкорпорации, и считают необходимым поднять ставки за аэронавигационное обслуживание. 

Тенденция к укрупнению

Основной тенденцией в организации воздушного движения в России в уходящем году стала продолжающая работа по укрупнению региональных центров. Она ведется в соответствии с Федеральной целевой программой "Модернизация Единой системы ОрВД Российской Федерации", рассчитанной на 2009-2020 годы, и предусматривает создание 13 укрупненных центров вместо 80 районных, которые функционировали ранее. Несмотря на то, что эксплуатанты порой сетуют на несвоевременную реализацию программы, а сама она была продлена до 2020 года вместо ранее заявленного 2015, судя по предоставленным Госкорпорацией по ОрВД сведениям, работа набирает темп. В 2013 году корпорация отчиталась о завершении работ в Самаре и Новосибирске. Согласно тексту программы, первый из них должен был открыться еще в 2012 году, второй же удалось ввести в эксплуатацию в намеченные сроки.

Укрупненный центр единой системы ОрВД в Самаре начал работу в середине ноября 2013 года. Он получил функции районных центров Уфы, Оренбурга, Саратова и Пензы. По ФЦП на эту работу было предусмотрено 424 млн рублей в течении 2009-2012 годов, в том числе 321 млн рублей - из федерального бюджета. В госкорпорации пояснили, что задержка в строительстве была вызвана изменением в градостроительного кодекса Самары в 2011 году, в связи с чем нужные для работы документы были получены позже намеченного срока.

Еще один укрупненный центр начал функционировать в Новосибирске. Эта работа началась в 2004 году, до начала действия ФЦП. Поэтапно в состав укрупненного центра были включены региональные: Нововасюганский, Кемеровский, Колпашевский, Новокузнецкий и Барнаульский. Так же, как и в Самаре, модернизация включала реконструкцию технологического здания командно-диспетчерского пункта и техническое перевооружение. Согласно данным программы модернизации системы ОрВД, модернизация Новосибирского центра продолжится до 2016 год и обойдется в 557,6 млн рублей, 517 млн из которых должны быть выделены из федерального бюджета. В последующие три года и этот центр тоже будет оснащен автоматизированной системой управления воздушным движением. Сообщается, что для этого также будет использовано оборудование "Фирмы "НИТА", аналогичное установленному в Самарском центре. "Это оборудование прошло приемо-сдаточные испытания и успешно эксплуатируется", - говорят в Госкорпорации.

Новый районный центр единой системы организации воздушного движения открылся весной текущего года в Калининграде в рамках той же Федеральной целевой программы. Он входит в состав филиала "Аэронавигация Северо-Запада" госкорпорации по ОрВД. "Особенностью Центра является его географическое положение",- подчеркивают в Росавиации. Находясь в непосредственной близости от европейских соседей, центр, согласно предоставленной госкорпорацией статистике, обслуживает 14 международных воздушных трасс, которыми пользуется сотня авиакомпаний. Теперь он оснащен современной автоматизированной аэродромно-районной системой управления воздушным движением "Топаз" и позволяет значительно увеличить пропускную способность воздушного пространства региона.

Характерным для создания укрупненных центров стало создание автоматизированных систем управления воздушным движением. Поставщики системы утверждают, что с ее помощью диспетчеры получают новые возможности по планированию и управлению воздушным движением, особенно в тех зонах, где оно особенно интенсивно, обеспечению резервирования. Использованная система, как заверяет производитель "Фирма "НИТА", поможет упорядочить потоки прибывающих и вылетающих воздушных судов и позволит максимально эффективно использовать пропускную способность ВПП, что немаловажно в условиях, когда пассажиропоток в России растет темпами, значительно превышающими среднемировые.

Укрупнение центров контроля за воздушным движением и модернизация оборудования призваны не только облегчить работу диспетчеров, но и приносят ощутимую пользу пользователям услуг - авиакомпаниям. Когда наблюдение ведется за более масштабным пространством, диспетчер "видит" самолет несколько часов, в то время как при функционировании региональных центров это время измерялось десятками минут. Каждая передача воздушного судна "с рук на руки" требовала проведения однообразных процедур, соответственно, усложняла процесс контроля и отнимала время. Соответственно, уменьшаются шансы, что самолету придется выполнять сложные маневры во избежание конфликтных ситуаций в воздушном пространстве, из-за чего экономятся топливо и время.

В рамках ФЦП заложена достаточно весомая внебюджетная составляющая, без которой реализовать проекты по модернизации укрупненных центров невозможно. При этом единственным источником получения внебюджетных средств остаются сборы за аэронавигационное обслуживание, ставки по которым в последний раз индексировались в 2010 году. Госкорпорация, также как и другие компании, сталкивается с ростом издержек, повышением цен на энергоносители, оборудование, увеличивает фонд оплаты труда. И для того, чтобы не приходилось сокращать инвестиционную программу и затягивать с реализацией проектов, специалисты Госкорпорации считают необходимым повысить ставки за аэронавигацию. 

Тесное небо столицы

Вопросы, связанные с организацией воздушного движения над Москвой, из года в год остаются едва ли не самыми острыми для всей авиатранспортной отрасли страны. Концентрация перевозок в Московской воздушной зоне такова, что ограничение пропускной способности воздушного пространства над столицей будет сказываться на объеме перевозок по всей стране.

Актуальность проблемы была такова, что к ее решению были привлечены не только ведущие российские специалисты, но и международные эксперты. В рамках развития московского транспортного узла ГосНИИ "Аэронавигации" представил новую структуру воздушного пространства Московской зоны. В свою очередь, американская компания Jeppesen - мировой лидер на рынке обеспечения аэронавигационной информацией -провела ее аудит. В результате грядущих изменения пропускная способность способного неба должна увеличиться в полтора раза. Jeppesen, в частности, рекомендовала применить практику "одностороннего движения" - отказаться от использования воздушных трасс, на которых осуществляется встречное движение, сократить до минимума количество пересечений потоков. Помогает минимизировать пробки в небе и еще одно нововведение этого года - разрешение летать над Москвой на высоте более 8 тыс. метров. 

На основе заключений компании Jeppesen, проводившей также и аудит воздушного пространства над аэропортом Сочи, Госкорпорация по ОрВД в уходящем году разрабатывала план работы на время проведения Олимпийских игр. В марте 2013 специалисты "Аэронавигация Юга" приступили к работе с использованием бесконфликтных траекторий маршрутов захода на посадку и выходов после взлета. В сентябре в столице зимней Олимпиады был открыт новый контрольно-диспетчерский пункт площадью почти шесть тыс. квадратный метров, с 33 метровой вышкой. Он, как и ранее упомянутые укрупненные центры управления воздушным движением, оснащен автоматизированной системой управления отечественного производства. Реконструированы объекты аэронавигационной инфраструктуры. Авиадиспетчеры и инженеры аэропорта Сочи прошли подготовку для работы во время проведения игр, в том числе на тренажерах.

Что касается северной столицы, где в этом году начал работать новый пассажирский терминал аэропорта "Пулково", там были открыты закрытые ранее участки воздушного пространства и введены новые процедуры маневрирования. По прогнозам ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" ожидается, что к 2017 году в "Пулково" будет совершаться 60-70 взлетно-посадочных операций в час. Для сравнения, сейчас производится не более 36-38 взлетов/посадок в час. 

Стремление к новизне

Еще весной новый командно-диспетчерский пункт открылся в московском "Шереметьево". Оснащенный по последнему слову техники, он, как обещают в госкорпорации, позволит облегчить труд диспетчеров и сделает его более комфортным. Кроме того, внедрение современного оборудования поспособствует увеличению пропускной способности аэропорта благодаря организации прилета и вылета воздушных судов. Обновление командно-диспетчерских пунктов затронуло не только столицы, но и российские регионы. Новый КДП ввели в эксплуатацию в аэропорту Томска. В соответствии с упомянутой ФЦП также там проведены замена радиомаячной системы посадки, введен в эксплуатацию новый аэродромный радиолокатор, установлено оборудование для спутниковой навигации и посадки. Со временем в Томске появится укрупненный центр полетно-информационного обслуживания, но это произойдет уже в следующем году. В новые помещения переехали и сахалинские диспетчеры. Раньше заявленного срока обещают ввести в строй командно-диспетчерский пункт в аэропорту Белгорода. В апреле он должен начать работать в текущем режиме. Дополнительное оборудование для автоматизированной системы управления воздушным движением получил магаданский укрупненный центр филиала "Аэронавигация Северо-Востока" госкорпорации по ОрВД. 

Общее небо

Открытый в 2013 году калининградский центр призван, в числе прочего, способствовать развитию сотрудничества между Россией и странами НАТО в сфере наблюдения за воздушным пространством и координации воздушного движения. В Калининграде разместился координационный пункт системы информационного обмена. "Его задачей является обеспечение раннего обнаружения, выявления и уведомления Координационного центра НАТО в Варшаве через Координационный центр "Россия-НАТО" в Москве о ситуациях с воздушными судами, несущими потенциальную угрозу их использования", - сказано на сайте Росавиации.

В нынешнем году, как и в прошлом, калининградский центр принимал участие в учениях "Бдительное небо". В их ходе отрабатывалось взаимодействие военных и гражданских структур в целях предотвращения террористических угроз. В Госкорпорации эти учения назвали примером, во-первых, эффективного международного сотрудничества между Россией и НАТО, во-вторых, того, что небо остается независимым от политической конъюнктуры. "Это прекрасный пример взаимодействия военных структур России и Североатлантического Альянса в достижении благой цели. И пусть внешняя политика РФ и стран-членов НАТО, а также позиции по некоторым острым вопросам порой разнятся, но в деле бескомпромиссного противостояния мировому терроризму мы легко находим общий язык", - сказал ранее генеральный директор Госкорпорации Игорь Моисеенко. 

Конечно, международное сотрудничество актуально не только как механизм обеспечения безопасности. Что касается экономической составляющей, о выгодах координации с соседями и коллегами можно судить по соглашению, подписанному между Госкорпорацией, концернами "Международные аэронавигационные системы" и "Алмаз-Антей" и канадской компанией "Адасел" на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2013. Стороны договорились о трансферте технологий в области управления воздушным движением.

Речь идет о новой технологии планирования, контроля и координации полетов, организуя взаимодействие с зарубежными океаническими центрами Норвегии, Исландии, США, Канады и Японии. Это должно повысить привлекательность аэронавигационной системы России для иностранных авиакомпаний. В результате совместной работы по обеспечению безопасности полетов в океанических и удаленных районах каждая сторона представит технологии, которыми она владеет лучше всего. От России ждут технологий определения интервалов вихревого эшелонирования в океаническом воздушном пространстве и оперативного метеорологического обеспечения полетов в высоких широтах. Канада поможет с автоматизацией управления воздушным движением на кросс-полярных и трансатлантических маршрутах. Как рассказали тогда агентству "АвиаПорт" в Госкорпорации, к 2020 году ожидается повышение интенсивности воздушного движения в регионе до 50-60 тысяч полетов - и, как следствие, двукратное по сравнению с 2012 годом увеличение доходов государства от аэронавигационного обслуживания. Соглашение же даст техническую возможность обеспечить необходимую пропускную способность неба. "Кросс-полярные маршруты становятся популярнее в силу появления на рынке соответствующих воздушных судов. Данное соглашение подтверждает, что мы идем в ногу с рынком. Мы сделали это очень вовремя", - объяснил представитель корпорации.

Показательным примером того, насколько взаимосвязаны "небесные процессы", стали также переговоры между российской корпорацией по ОрВД, представителями Украэроруха - государственного предприятия по обслуживанию воздушного движения Украины и белорусской "Белаэронавигации", прошедшие этой осенью. Соседи обсуждали планы по развитию московской воздушной зоны. Представители ГосНИИ Аэронавигации представили несколько вариантов изменения структуры воздушного пространства в своем проекте, соседи рассказали, как это будет согласовываться с правилами движения в небе над Киевом. Днепропетровском и Минском. "Внедрение новой структуры Московской зоны ЕС ОрВД предполагает внесение изменений в структуру воздушного пространства Минской зоны ОрВД, а также Киевского и Днепропетровского РПИ, что является предметом для дальнейшей работы", - говорят в Госкорпорации.

Источник: Авиапорт.ру