Поиск

«Убийственный маршрут»: Что стоит за аэропортофобией жителей Москвы

В ноябре текущего года в столице прошел митинг москвичей, недовольных самолетными маршрутами из аэропорта Шереметьево, которые проходят над жилыми домами.

Общественный протест в Митино привычно возглавил глава московских коммунистов Валерий Рашкин. Митинг вышел немногочисленным – под красными знаменами удалось собрать несколько десятков местных. Мероприятие прошло под радарами СМИ, тем не менее, претензии жителей были сформулированы довольно четко.

Москвичи протестовали против шума, возникшего после ввода в эксплуатацию третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) Шереметьево.

Рашкин придал протесту яркую обертку, используя хлесткие лозунги про «шумовой геноцид» и «убийственный маршрут». А обитатели соцсетей подливали масло в огонь, распространяя совсем уж апокалиптические сценарии о падающих на жилые кварталы самолетах и экологической катастрофе из-за выбросов продуктов горения авиакерасина: в ход шли абсурдные высказывания в духе «сегодня наблюдал, как струя авиакерасина из пролетающего самолета била в наш дом».

«Ридус» решил разобраться в ситуации и проверить, есть ли у небесного скандала реальная земная почва.

Новый маршрут

Основной тезис возглавляемого Рашкиным протеста звучит так: новый маршрут, появившийся после ввода ВПП-3 аэропорта Шереметьево с марта 2019 года, проходит над Митино, Красногорском и прилегающими десятками населенных пунктов Пятницкого и Волоколамского шоссе, где ранее самолеты никогда не летали. Более полумиллиона жителей страдают от существенных превышений по уровням шума, особенно в ночное время.

Сложилась ситуация, когда десятки тысяч людей не могут использовать свои жилища и зоны отдыха по главному и прямому назначению – для отдыха и укрытия от агрессивных факторов внешней среды. Тысячи людей потеряли возможность использовать свои приусадебные участки как рекреационные зоны. В условиях не стихающего часами шума самолетов, в отдельных районах маршрута (например, Голиково, Жаворонки, Благовещенка, Большаково, Санаторий Мцыри), на улице не возможно находится более 10 минут. Жители при этом испытывают интенсивное психотропное воздействие, возникает чувство немотивированной подавленности, депрессии, сердцебиение и повышение артериального давления, – говорится на сайте московских коммунистов.

На деле же оказалось, что это не совсем так. В Государственной корпорации по организации воздушного движения в РФ (Госкорпорация по ОрВД) утверждают, что новые стандартные маршруты вылета по ВВП-3 своими траекториями дублируют стандартные маршруты взлета и захода на посадку, которые использовались над этими территориями более десяти лет.

В ведомстве подчеркивают, что интенсивность пролета действительно возросла, так как в последние годы вырос объем авиаперевозок. При этом район аэродрома Шереметьево в настоящее время установлен приказом Минтранса России от 15 марта 2016 года.

Аналогичная конфигурация и границы района аэродрома Шереметьево были установлены еще приказом Федеральной аэронавигационной службы России от 8 ноября 2006 года. Вообще, границы района аэродрома практически не изменялись с августа 1959 года. Таким образом, можно констатировать, что все упомянутые населенные пункты и муниципальные образования находятся в районе Шереметьево уже лет 60. В соответствии со статьей 47 Воздушного кодекса РФ приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования, – пояснили по запросу «Ридуса» в Госкорпорации по ОрВД.

«Полеты здесь выполняются в строгом соответствии с требованиями статьи 72 Воздушного кодекса, согласно которой полет воздушного судна над населенными пунктами должен выполняться на высоте, позволяющей в случае неисправности произвести посадку за их пределами, – уточнили в ведомстве, комментиуя „Ридусу“ ситуацию. – В соответствии с воздушным законодательством, стандартный маршрут вылета из Шереметьево установлен на высотах выше 1200 м. Над соседним Северным Тушиным, например, самолеты не летают вовсе, так как в пределах МКАД над Москвой ниже 8100 метров полеты запрещены совсем за исключением государственной авиации (МЧС, военные, ФСО, ФСБ, МВД и другие). Да и те летают редко, только в силу чрезвычайной необходимости и по разовым разрешениям».

Вокруг шум

Ведомые Валерием Рашкиным активисты утверждают, что территории под маршрутами ВВП-3 Шереметьево развивались согласно действующим градостроительным планам как спальные районы и рекреационные зоны, где в принципе не должно быть санитарных разрывов по авиашуму.

«Все эти домовладения и многоквартирная застройка спроектированы и построены на землях, которые никогда не имели и до сих пор не имеют никаких ограничений по использованию в части шумового воздействия. Соответственно конструкция домов и материалы не предусматривают возможность сколь бы то ни было эффективно защитить людей от воздействия низкочастотного турбореактивного шума», – говорят участники протеста.

Замеры шума в районе Митино и на прилегающих территориях Подмосковья, произведенные активистами, не соответствуют данным Госкорпорации по ОрВД. Жители утверждают, что во многих случаях превышения уровня шума на этих территориях составляет более чем 10 ДбА. «Каждые 3 ДбА соответствуют увеличению звукового давления в 2 раза, таким образом, превышение давления звука над нормой более, чем в восемь раз».

Как пояснили в Госкорпорации по ОрВД, Роспотребнадзор действительно фиксировал превышения максимальных нормативов – но до введения ограничений в Шереметьево, направленных на понижение уровня авиационного шума. При этом допустимый эквивалентный уровень шума не превышался. Согласно замерам, проведенным компетентными органами, сегодня уровень авиационного шума вовсе в норме.

С 5 декабря 2019 года с 23:00 до 06:00 МСК полеты над Митино минимизированы. Заявлять о полном запрете полетов в указанный временной промежуток было бы некорректно, да это и невозможно, но можно констатировать, что потоки воздушных судов перераспределены. Такая возможность появилась исходя из возможностей его инфраструктуры Шереметьево, ночного трафика и прочих факторов. Стоит отметить, что уже несколько месяцев над Митино в темное время суток не летали тяжелые грузовые самолеты. Теперь изменения коснулись и других типов. Кроме того, в Шереметьево постоянно проводится ряд совместных с воздушной гаванью и летающими из нее и в нее авиакомпаниями – от Аэрофлота до чартерных перевозчиков – мероприятий, направленных на общее понижение уровня авиационного шума. Они официально опубликованы в сборниках аэронавигационной информации, – пояснили «Ридусу» в Госкорпорации.

Проблемный район

На самом деле, среди примыкающих к аэропорту Шереметьево районов есть настоящая «горячая точка», упомянуть о которой почему-то «забыли» инициаторы небесного протеста из КПРФ. Речь идет о подмосковной Лобне, где самолеты заходят на посадку в опасной близости от домов микрорайона Южный. При этом о расширении границ полос воздушных подходов аэродрома Шереметьево в связи с постройкой ВВП-3 было известно с 2011 года, однако эти данные были проигнорированы застройщиком нового микрорайона.

Строительство было запланировано проектом «Развитие Московского авиационного узла. Строительство комплекса новой взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) Международного аэропорта Шереметьево, Московская область». Проект осуществлен на основании Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010−2020 годы)» в соответствии с распоряжением правительства. Госзаказчиком проекта является Росавиация, а заказчиком-застройщиком по объекту выступило ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)».

Каким образом застройщик мог проигнорировать этот проект – не ясно, однако факт остается фактом: жилые дома нового микрорайона были возведены практически в торце ВВП-3, высота полета заходящих на посадку самолетов здесь составляет меньше 1200 м. И поменять их маршрут невозможно технически.

Как поясняют в Госкорпорации по ОрВД, при согласовании строительства жилых домов у аэродрома застройщику необходимо предоставить обоснование возможности размещения объектов капитального строительства в зоне с повышенными уровнями авиационного шума при полетах воздушных судов – с подтверждением соответствия материалов данного обоснования санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам санитарно-эпидемиологической экспертизой федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Согласно постановлению правительства Российской Федерации «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» проектная документация на объекты строительства должна содержать раздел «Архитектурные решения» с описанием архитектурно-строительных мероприятий, обеспечивающих защиту помещений от шума, вибрации и другого воздействия и раздел «Конструктивные и объемо-планировочные решения» с обоснованием проектных решений и мероприятий, обеспечивающих снижение шума и вибраций внутри объектов защиты. Также сообщаем, что в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации разрешение на строительство объектов выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, – заявили в ведомстве.

Судя по всему, жителям Лобни придется добиваться справедливости от органов местного самоуправления и регионального правительства: застройщик, продавший квартиры в домах на задворках воздушной гавани, обанкротился, а «красный протест», ведомый Валерием Рашкиным, не проявил интереса к проблеме микрорайона Южный.

Судя по тому количеству нарушений, допущенных при застройке микрорайона, у жителей Южного есть все основания потребовать отселения за счет федерального или регионального бюджета – как это происходит с жителями вплотную прилегающих к новой шереметьевской ВПП деревень. Впрочем, даже в этом случае Росавиация и область заниматься расселением жителей не особо спешили.

Пиар-протест

Судя по данным от Госкорпорации по ОрВД, проблема авиашума в большинстве прилегающих к Шереметьево районах, за исключением южной части Лобни, существенно преувеличена силами «лидеров протеста», которые не упускают возможности обвинить правительство в «фашизме», ни больше ни меньше.

Участие Валерия Рашкина в малочисленной акции протеста неудивительно: московский коммунист часто использует подобные инфоповоды для наращивания политических очков, напомнил в беседе с «Ридусом» эксперт фонда «Народная дипломатия» Владимир Киреев.

Пару лет назад Рашкин «подхватил» тему протеста дальнобойщиков, заняв свое место среди «говорящих голов», не имеющих к грузоперевозкам никакого отношения. Затем переквалифицировался в защитника шахтеров из Гуково, которым предприятие «Кингкоул» задолжало порядка 300 миллионов рублей. Причем сразу после встречи с шахтерами Рашкин как ни в чем не бывало отправился на телеканал «Дождь», где с удовольствием рассуждал о Ленине, проститутках и рэпере Басте вместо участия в вечернем пленарном заседании.

Интерес Рашкина к проблемам москвичей угасает так же быстро, как организовываются малочисленные митинги: накануне непримиримый борец с коррупцией прогулял заседание Госдумы, на котором принимали во втором чтении важный антикоррупционный законопроект, призванный существенно осложнить жизнь нечистым на руку чиновникам.

«Разве есть в стране еще люди, которые считают, что Рашкин – это честный, искренний и убежденный человек? Что он не пользуется горячими популистскими темами для поднятия своего рейтинга?» – вопрошает в беседе с «Ридусом» профессор ВШЭ, политолог Олег Матвейчев.

Рашкин – это абсолютно прожженный политик, на котором негде ставить клейма, – констатировал эксперт.

Не исключено также, что за всей этой публичной аэропортофобией стоят финансовые интересы: все-таки Шереметьево входит в десятку крупнейших аэропортов Европы и пятьдесят самых загруженных аэропортов мира, только за минувший год его услугами воспользовались более 45 миллионов человек. Конкурентам, безусловно, хотелось бы изменить такое положение вещей.

Владимир Киреев также отмечает нелогичность в действиях протестующих: «Вопросы по поводу авиашума стоило бы адресовать непосредственно аэропорту – там и в пикетах стоять. Ранее в подмосковном территориальном управлении Роспотребнадзора отмечали, что инициатором введения новых маршрутов был именно аэропорт Шереметьево, а не Госкорпорация по ОрВД или, скажем, „Аэрофлот“, а обязательная предварительная оценка воздействия воздушного судна на прилегающую жилую территорию законодательством не предусмотрена. Но почему-то в Шереметьево, как и в Росавиации, предпочитают отмалчиваться».

Тем временем обитатели профильных пабликов в соцсетях и авиафорумов в Рунете откровенно посмеиваются над протестантами.

Стоит отметить, громкие лозунги о «шумовом геноциде» и «убийственном маршруте» играют против местных жителей, отмечает риэлтор Дмитрий Соколов, специализирующийся на сделках на рынке вторичного жилья.

«Стоимость недвижимости в столице очень динамична, цены на квартиры постоянно меняются под воздействием множества факторов. Не уверен, что абсолютно все жители Митино согласны потерять львиную долю стоимости их собственного жилья из-за разгромных заявлений десятка активистов о нарушениях по аэрошуму», – заключил эксперт.

Источник: Ридус