Поиск
11 мая 1935 года только что построенный Московский пассажирский вагоноремонтный завод (МПвРЗ) наркомата путей сообщения выпустил из ремонта первый двухосный вагон. Эта дата и стала началом истории предприятия, которое ныне известно всем как Лианозовский электромеханический завод (ЛЭМЗ).

С началом войны завод был переориентирован на изготовление оборонной продукции: мины, снаряды, корпуса морских и сухопутных дымовых шашек, светящиеся авиабомбы, подкалиберные бронебойные снаряды, авиаподвески для сбрасывания с парашютом артиллерийских орудий. В одном из корпусов разместился филиал Московского авиазавода им. Горбунова, где собирали отдельные узлы самолетов.

После войны завод передается в Наркомат транспортного машиностроения и переименовывается в Лианозовский вагоностроительный завод.

Основными задачами завода стали разработка и производство пассажирских вагонов новой конструкции. 30 апреля 1947 года комиссией МПС был принят в эксплуатацию первый в стране цельнометаллический пассажирский вагон, конструкция которого с некоторыми изменениями и сегодня колесит на железных дорогах России.

В 1951 г. завод был передан Министерству промышленности средств связи для реконструкции и последующего производства радиолокаторов и уже в декабре 1952 года были изготовлены первые РЛС П-20 «Ромашка». Именно поэтому цветок ромашки появился впоследствии на товарном знаке завода.

Одновременно с серийным выпуском РЛС П-20 на заводе создавалась опытно-конструкторская и научная база. Был сделан верный прицел на будущее - совместить науку и производство, совершенствовать конструкцию серийных локаторов и разрабатывать принципиально новые образцы. В 1952 г. при заводе было создано Особое конструкторское бюро по разработке РЛС дальнего обнаружения (ныне - Конструкторское бюро «Лира»), которое стало основным разработчиком изделий, выпускаемых заводом. Благодаря разработкам КБ в серийном производстве появляются дальнейшие модификации «Ромашки», в том числе РЛС П–37 «Меч», которая стала наиболее массовой и выпускалась до 1992 г. Эта станция не одно десятилетие была основным радиолокатором, используемым всеми предприятиями аэронавигации бывшего СССР и многих других стран.

К производству специализированных РЛС, предназначенных для управления воздушным движением, ЛЭМЗ приступил в 60-х годах прошлого века. Первым таким комплексом, освоенным в серийном производстве в 1968 г., стал РЛК дальнего действия L-диапазона «Утес-М», который положил начало целому семейству гражданских радаров. Комплексами «Утес-М» была оснащена транссибирская воздушная трасса, по которой осуществляется движение самолетов через всю территорию России - от западных границ до Дальнего Востока. Поставлялись они и на экспорт.

Учитывая моральное и физическое старение оборудования, ЛЭМЗ совместно с КБ «Лира» постоянно проводит разработки и внедрение в серийное производство новых моделей РЛК. Вслед за «Утесом-М» были освоены в производстве модели «Скала-М» (ТРЛК-10), «Скала-МП» (ТРЛК-11 и АРЛК-11). Многие из них продолжают выдавать информацию на центры УВД и в настоящее время. РЛК сверхдальнего обнаружения (600 км) «Скала-МК» использовались в системе посадки советского космического челнока «Буран».

За разработку и создание ряда РЛС управления воздушным движением группа работников ОКБ и завода удостоены в 1978 году Государственной премии СССР, многие награждены Государственными наградами.

В трудные годы перестройки и перехода на рыночную экономику коллектив завода во главе с его директором В. П. Клочковым сумел правильно сориентироваться в новых условиях работы, сохранить производство и основные кадры. Главный упор был сделан на разработку и освоение новой современной техники, той, которая будет востребована покупателями заводской продукции. Кроме того, учитывая трудное финансовое положение заказчиков, были разработаны и освоены программы модернизации ранее выпущенных средств, находящихся в эксплуатации. И все это было сделано, в основном, на собственные средства завода, которых было немного и при их жесткой экономии.

Эти усилия не пропали даром. За последние годы завод вместе с КБ «Лира» освоил производство более десяти наукоемких высокотехнологичных образцов новой техники, большую часть которых составляют средства УВД:
  •    трассовый РЛК S-диапазона «Лира-1»;
  •    твердотельный трассовый РЛК L-диапазона «Утес-Т»;
  •    твердотельный аэродромный РЛК L-диапазона «Утес-А»;
  •    аэродромный РЛК S-диапазона «Лира-А10»;
  •    встраиваемый вторичный радиолокатор «Лира-В» (для встраивания в старый парк РЛС при модернизации);
  •    встраиваемый вторичный радиолокатор «Лира-ВА»;
  •    трассовый РЛК двойного назначения «Лира-Т»;
  •    комплекс средств автоматизации процессов УВД «Топаз».
Современные РЛС производства ЛЭМЗ отличаются высокими тактико-техническими характеристиками, соответствующими требованиям ИКАО и Евроконтроля, высокой надежностью, наличием дистанционного управления, контроля и диагностики, возможностью работы без постоянного присутствия персонала, современными цифровыми методами обработки сигналов информации, возможностью сопряжения с любыми средствами УВД.

Все средства УВД, выпускаемые заводом, имеют сертификаты типа, выданные Межгосударственным авиационным комитетом.

В процессе разработки и производства техники ЛЭМЗ постоянно отслеживает и учитывает не только последние достижения науки и технологии, но и современные тенденции и концепции развития организации воздушного движения и контроля воздушного пространства, благодаря чему спрос на продукцию завода поддерживается на высоком уровне.

Одним из основных потребителей продукции ЛЭМЗ является Федеральное агентство воздушного транспорта Минтранса России. В настоящее время ЛЭМЗ участвует в выполнении Государственной Федеральной Программы модернизации ЕС ОрВД. В рамках этой программы завод выполняет, наряду с другими работами, государственный контракт по поставке и вводу в эксплуатацию трассовых и аэродромных радиолокационных комплексов, аппаратуры КДП и центров УВД. Следует отметить, что учитывая высокие тактико-технические и эксплуатационные характеристики выпускаемых заводом средств УВД, Межведомственной комиссией по использованию воздушного пространства Российской Федерации принято решение о передаче работ по модернизации радиолокационного поля Московской зоны УВД Лианозовскому электромеханическому заводу. Эти работы на позициях МЦ АУВД начаты в 2000 г. и продолжаются в настоящее время. Первые три из заказанных десяти позиций («Домодедово», «Зи-менки», «Дзержинск») уже находятся в эксплуатации, еще по двум («Таловая», «Шереметьево») работы проводятся в этом году.

ЛЭМЗ активно работает с Государственной корпорацией по организации воздушного движения и ее филиалами. За период с 1997 года заводом проведена полная модернизация около 50 трассовых позиций, выполнены ремонтно-восстановительные работы на 43 позициях РЛС П-37. Больше всего работ проведено в филиалах «Чукотаэронавигация», «Аэронавигация Дальнего Востока», «Севзапаэронавигация», «Аэронавигация Урала», «ЗапСибаэронавигация», «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири».

В настоящее время появился еще один тип продукции ЛЭМЗ, которым заинтересовались предприятия аэронавигации - это ветродизельные энергетические установки, созданные в рамках заводской программы освоения энергосберегающих технологий. В прошлом году первая серийная ВДЭУ-30 установлена и введена в эксплуатацию на позиции «Светлая» («Аэронавигация Дальнего Востока»).

Нельзя не отметить и большой вклад завода в оборону страны. В радиотехнических войсках ВВС и ПВО широко использовались лианозовские радиодальномеры и радиовысотомеры различных типов, радиорелейные станции. Сотни РЛС завода стоят на страже воздушного пространства и в наше время. Используются они и для выдачи целеуказаний в составе зенитно-ракетных комплексов, в том числе - в самом знаменитом из них С-300ПМУ.

Завод уверенно встречает свой 70-летний юбилей, из года в год наращивая объемы производства и продаж. Службы аэронавигации могут быть уверены, что один из главных поставщиков средств УВД всегда обеспечит их необходимой современной техникой. 

Двуликий JANUS приходит на помощь ОрВД

Федеральная авиационная администрация США (FAA) и Европейская организация по безопасности аэронавигации («Евроконтроль») завершили совместное исследование группы факторов, вызывающих человеческие ошибки, которые приводят к инцидентам в организации воздушного движения (ОрВД). Результатом исследования явилась разработка новой технологии по оценке и классификации причинных факторов, названной JANUS по имени древнеримского мифологического героя, который имея два лица, обращенные в противоположенные стороны, смотрел в прошлое, чтобы предвидеть будущее. Человеческий фактор, как известно, является главным источником риска в большинстве сфер человеческой деятельности, и ОрВД не является исключением. Несмотря на все меры, этот фактор продолжает собирать свой ужасный урожай. Например, в США число инцидентов, связанных с ошибками в эшелонировании ВС, в 2004 г. возросло до 1212 против 894 в 1998 г. Методика JANUS, разработанная на основе анализа сотен инцидентов в области ОрВД, может использоваться как инструмент для диагностики факторов, вызвавших инцидент в сфере ОрВД, помогает избегать столкновений не только в воздухе, но и на аэродроме, может применяться при разработке новых технических средств УВД, позволяет более точно охарактеризовать обстоятельства инцидентов и предугадать их появление. Проанализировав 79 инцидентов, специалисты FAA с помощью методики JANUS определили, что в среднем на каждый инцидент повлияло 13,2 фактора. При этом в предыдущей базовой методике расследования на каждый инцидент приходилось в среднем 1,7 фактора, а 47% факторов вообще не принималось во внимание. Таким образом, применение новой методики дает гораздо больше возможностей для снижения рисков всех звеньев цепочки, приводящей к инциденту. В плане FAA на 2005-2009 гг. технологии JANUS придается очень большое значение и она рассматривается как ключевой элемент в повышении безопасности национальной аэронавигационной системы.


Источник: Журнал Авиаглобус, апрель 2005