Поиск

Каково будущее системы ОрВД

Основные усилия управления организации воздушного движения, являющегося подразделением ФАВТ Минтранса РФ, сосредоточены на решении задач в интересах совершенствования и развития Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

Игорь АЛЕКСАНДРОВ - начальник отдела Управления ОрВД ФАВТ;
Константин КУЛИКОВ - начальник отдела Управления ОрВД ФАВТ.

Большое внимание в Управлении ОрВД уделяется вопросам профессиональной подготовки персонала ОВД и ЭРТОС. В 2004 году на различных курсах переподготовки и повышения квалификации прошли обучение около 5500 специалистов, из них специалистов обслуживания воздушного движения (ОВД) - более 4000 чел, в том числе на курсах повышения квалификации по профессиональному английскому языку около 2000 чел, на курсах совершенствования английского языка за рубежом (Англия, США) 325 специалистов ОВД. Для повышения качества обучения и оптимизации расходов на подготовку персонала ОВД оснащены в 2004 году модулями профессиональной подготовки дистанционной системы поддержания квалификации (ДСПК) 16 центров в 6 филиалах («Аэронавигация Севера-Востока», «Аэронавигация Дальнего Востока», «Башаэронавигация», «Аэронавигация Восточной Сибири», «Аэронавигация Северо-Запада» и «Аэронавигация Центральных районов»).
Подготовлен план и разработана программа по внедрению в системе ОрВД Российской Федерации стандарта ИКАО, определяющего требования к уровню владения английским языком для диспетчерского состава.

На базе Академии DFS (Германия) организовано и проведено обучение диспетчеров-инструкторов Ростовского районного центра для работы в условиях сокращенных минимумов вертикального эшелонирования (RVSM). В Ростовском центре над открытыми водами Черного моря с 10.11.2004 внедрены нормы вертикального эшелонирования ИКАО, а с 17 марта 2005 года будет осуществлен
переход на RVSM.
   
Одной из важных задач является работа по созданию укрупненных центров ОрВД. Создание единого радиолокационного поля и модернизация систем связи позволит в будущем осуществлять обслуживание воздушного движения над всей территории России из 12-15 укрупненных центров ОрВД. В Дальневосточном и Восточно-Сибирском регионе уже сегодня созданы административно-хозяйственные условия для поэтапного создания в течение 2005-2008 гг. укрупненных центров ОрВД.

В 2004 году в воздушном пространстве РФ было обслужено 794735 полетов, что на 13,6% больше, чем в 2003 году. Из них 431046 международных полетов (на 20,6% больше, чем в 2003 г.) и 363689 внутренних полетов (на 6,2% больше, чем в 2003г.). Среднесуточная интенсивность составляет 2500 полетов.

Для равномерного распределения потоков воздушного движения по воздушным трассам проводится работа по созданию постов организации потоков воздушного движения в районных центрах ЕС ОрВД Российской Федерации. Для этого создана рабочая группа из специалистов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», ГЦ ППВД и ГосНИИ «Аэронавигация».

Введенная в действие в 70-е годы автоматизированная система УВД в Московском Центре на сегодняшний день выработала свой ресурс и требует срочной замены. В связи с этим, в настоящее время, проводятся необходимые организационные мероприятия по выбору перспективных средств и систем автоматизации УВД в зоне ответственности Московского Центра. В целях уменьшения количества конфликтных точек; отработки процедур и схем полетов с использованием современных технологий (зональная навигация, стандартные маршруты прилета/вылета ВС); организации секторов УВД по принципу прилета/вылета пересматривается структура воздушного пространства Московского авиационного узла.

Большую работу проводит Управление ОрВД Росавиации по совершенствованию структуры воздушного пространства. Совместно с Управлением по ИВП и УВД Минобороны России завершена работа по переизданию Перечня воздушных трасс РФ, что способствовало открытию 22 новых международных воздушных трасс, состоящих из 172 участков с общей протяженностью 20892 км.

Дополнительно к существовавшим внутренним воздушным трассам введено: 163 внутренние воздушные трассы, 582 участка воздушных трасс, 58 участков спрямления с общей их протяженностью 86138 км.

В области структурирования воздушного пространства проведена объемная работа по пересмотру границ районных и вспомогательных районных центров с учетом установления оптимальных рубежей приема/передачи управления и повышения уровня контроля видимости радиолокационных средств, обеспечения ведения непрерывной связи с воздушными судами в северных широтах, применения сокращенных минимумов вертикального эшелонирования (RVSM) над акваторией Черного моря и Калининградского РЦ. Это реализовано внесением поправок в Перечень зон и районов ЕС ОрВД.

Существенно улучшилось взаимодействие Управления ОрВД с подведомственными Росавиации предприятиями. Постоянная двусторонняя связь между Управлением и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», ФГУП «ГЦ ППВД», ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» и другими позволяет своевременно и качественно решать проблемы, связанные с организацией воздушного движения. В настоящее время заканчивается работа по внесению поправок в проект Федеральных авиационных правил (ФАП) «Организация воздушного движения на воздушных трассах, местных воздушных линиях, в районах авиационных работ, в районах гражданских аэродромов РФ». Завершена работа по формированию новых ФАП «Летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации» - утверждены приказом Минтранса России №1 от 18.01.2005 года, направлены на регистрацию в Министерство Юстиции РФ.

Одной из проблем, решаемых в настоящее время является поддержание эксплуатационной готовности технических систем и средств ОВД в соответствии с «Программой поддержания эксплуатационной готовности средств наземного радиотехнического обеспечения полетов предприятий» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Общий объем финансирования составил около 180 млн. руб.

Приоритетными направлениями работ являлись внедрение средств автоматизации управления воздушным движением в наиболее загруженных районах и зонах ЕС ОрВД и совершенствование оснащения аэродромов перспективными средствами обеспечения полетов.

В 2004 году организовано привлечение финансовых средств для модернизации объектов ЕС ОрВД на основе лизинга. Основным итогом деятельности в указанный период в части технической эксплуатации и развития средств ОВД явилось отсутствие авиационных происшествий и инцидентов по причине отказов техники.

Мероприятия по развитию ЕС ОрВД России выполняются в рамках подпрограммы «Единая система организации воздушного движения» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12 2001 № 848. К сожалению, средств, выделяемых из федерального бюджета недостаточно для выполнения данных мероприятий. Необходимо изыскать дополнительные финансовые источники для выполнения подпрограммы в полном объеме.

Источник: Журнал Авиаглобус, март 2005