Поиск

Госкорпорация по ОрВД - реформы продолжаются

Вряд ли найдется в гражданской авиации еще одно такое предприятие, которое перманентно находилось бы в состоянии реорганизации вот уже более 15 лет. Госкорпорация по ОрВД прошла через такие этапы, как выделение имущественного комплекса из состава авиапредприятий, создание и последующее преобразование 26 дочерних предприятий в 18 филиалов. В настоящее время приступили к присоединению к Госкорпорации Московского автоматизированного центра ОВД, Главного центра планирования потоков воздушного движения и Санкт-Петербургского районного и аэродромного центров ОВД.

Об основных направлениях развития единой системы организации воздушного движения рассказывает генеральный директор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Олег Алексеев.

С конца 90-х Единая система обслуживания воздушного движения выдержала финансовый кризис, забастовки персонала, бесконечные смены и реформирования органов исполнительной власти ГА и все же смогла обеспечить свое хозяйственное реформирование и техническую модернизацию. За этот нестабильный период не произошло ни одного столкновения воздушных судов в воздухе и на земле по вине элементов системы ОВД. Система доказала свою устойчивость к меняющимся внешним обстоятельствам, правильность направления реформ.
И все же, правы те, кто считает, что ОрВД заорганизовалась, остановилась на технологических приемах и технических средствах конца 70-х. Практически только в России для полетов одного военного самолета закрывается два соседних эшелона, только в России интервал на посадку 5 минут и только у нас продолжают крутить «коробочку», тогда как весь мир использует стандартные траектории при заходе на посадку и вылете с аэродрома. Россия продолжает эксплуатировать устаревшее радиотехническое и навигационное оборудование и не стремится к внедрению новых правил эшелонирования и технологий управления воздушным движением. Эти подходы необходимо решительно менять.

Хотелось бы поделиться с читателями журнала «Авиаглобус» наиболее актуальными направлениями развития ЕС ОрВД сегодня:

Первое. Интенсивное развитие кроссполярных маршрутов заставляет нас решать задачи по дооснащению центров управления полетами необходимыми техническими средствами УВД, созданию условий для полетов ВС по бесконфликтным троекториям и укомплектованию дежурных смен специалистами со знанием английского языка. Срок реализации - 2007 год.

Второе. Развитие Московского авиаузла с учетом перспективы реконструкции взлетно-посадочных полос во Внуково, Домодедово и Шереметьево, строительство новых терминалов и предстоящая замена автоматизированной системы УВД в Московской воздушной зоне предполагают пересмотр структуры воздушного пространства и технологии работы диспетчеров. Основой этой реформы должно стать создание бесконфликтных схем захода на посадку и снижение количества рубежей приемо-передачи УВД, пересмотр навигационного поля, спрямление маршрутов полета, создание стандартных траекторий захода на посадку и вылета с аэродромов Московского авиаузла. Срок реализации этого проекта не позже 2008 г., при этом ряд элементов должен быть внедрен уже в 2005-2006 годах.

Третье. Формирование проекта автоматизации объединенного районного центра в С.-Петербурге, увеличение са-молетопотоков из Северной Америки на Ближний Восток и в Индию, рост интенсивности полетов в Калининградской зоне побуждают нас разработать и внедрить новые маршруты полетов, совершенствовать структуру воздушного пространства этого района. Сроки реализации - 2007-2008 г.г.

Четвертое. Остается актуальной проблема «Открытие нижнего воздушного пространства». Известно, что основной принцип управления воздушным движением при полетах на высотах ниже «нижнего эшелона» слышу-вижу-управляю выполняется у нас не более, чем на 30% - иногда слышу, ничего не вижу и немножко управляю. При этом потребность в использовании этого воздушного пространства возрастает с каждым днем. В мире эти перевозки самые дешевые как для систем УВД, так и для перевозчиков. У нас затраты на обслуживание Ан-2 в связи с необходимостью поддерживать вышеназванный принцип УВД приравниваются к затратам по обслуживанию Ту-154. Перспектива развития малой авиации непосредственно должна быть связана с программой, с одной стороны, упрощающей процедуры управления воздушным движением, с другой стороны, ужесточающей требования к воздушным судам и их экипажам со стороны органов государственного надзора и контроля. Срок реализации таких программ для системы ОВД России - 2006 год.
 
Пятое. В настоящее время управление воздушным движением на трассах осуществляется гражданскими органами, а вне трасс - военными. Правительством РФ рассматривается вопрос о формировании единых органов УВД. Такой подход, на мой взгляд, позволит более гибко и рационально использовать воздушное пространство в интересах всех пользователей, при этом, не пересматривая законодательно закрепленный список приоритетов авиационной деятельности. Срок реализации этой реформы - конец 2008 года.

Шестое. Новые задачи предъявляют новые требования к персоналу системы ОВД: знание английского языка не ниже 4 уровня ICAO, освоение специфики работы на объединенных («военно-гражданских») секторах, использование новых рабочих мест с автоматизированной обработкой данных о движении воздушных судов, использование спутниковых технологий и т.д. Сегодня мы делаем ставку на внедрение программ переподготовки на основе прикладных знаний и совершенствовании процедур обслуживания воздушного движения, при этом не снижая уровня теоретической подготовки. Реформа профподготовки происходит с применением технических средств и программ дистанционного обучения на базе «Института Аэронавигации» и его филиалов. Срок завершения реформы - 2006 год.

Седьмое. Структурная реформа, происходящая в ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», основана на понимании необходимости повышения эффективности производства и снижения затрат авиакомпаний на аэронавигационное обслуживание. Создание же мотиваций к повышению эффективности производства в системе, когда все подразделения УВД объединились в одно предприятие, крайне сложная задача. Наш подход в этом вопросе не отличается принципиальной новизной для любых рыночных структур и суть его заключается в том, чтобы рассматривать каждое подразделение Госкорпорации как бизнес-единицу со своей системой производственно-экономических показателей и соответствующим управлением этими показателями. Технической основой функционирования региональных бизнес-единиц будут являться укрупненные центры управления воздушным движением. Программа создания укрупненных центров ОВД в настоящее время рассматривается в Правительстве Российской Федерации.

Восьмое. Реализуемая гармонизация с процедурами и правилами соседних государств исключит необходимость «настраиваться» на те или иные правила управления воздушным движением при пересечении государственной границы Российской Федерации. Срок реализации программы - 2008 год.

Девятое. Самая главная реформа, которая является основой успеха вышеперечисленных проектов - это реформа человека, как непосредственного исполнителя и организатора производственных процессов. Пожалуй, задача из самых трудных, которая определяет как степень развития отдельного предприятия, так и системы управления воздушным движением в России в целом. Поэтому наша основная цель не только довести до каждого работника понимание важности ее решения, но и помочь воплотить ее в жизнь. 

Источник: Журнал Авиаглобус, май 2005